Квитанции за ЖКУ сделают электронными

Министерство строительства и ЖКХ России одобрило введение электронных квитанций за ЖКУ вместо бумажных. А мнения пензяков на этот счет разделились. «Я привыкла получать бумажные платежки, — говорит жительница Пензы Валентина Хлыстова. — Когда оплачиваю их, чек обязательно прикрепляю к квитанции и храню в отдельной коробке. А как еще доказать, что я исправно плачу за коммуналку!»

У Елены Овчинниковой другое мнение на этот счет. «Я оплачиваю услуги ЖКХ по штрихкоду через свой телефон, — говорит она. — Зачем тратить бумагу, если этот штрихкод можно получить и в электронном виде. Главное, чтобы начисления были правильными! А форма квитанции на это уже не влияет!»

Среди плюсов электронных квитанций называют экономию бумаги, конфиденциальность, бесконтактную доставку. Они не потеряются и не выцветут. Что же касается минусов, то многие уверены, что электронные имеют меньшую юридическую значимость. Бумажные будут доступны, даже если у вас не будет под рукой телефона и Интернета. Кроме того, сравнивать квитанции за ЖКУ за разные месяцы проще на бумаге, чем в электронном виде.

Оплата онлайн

Жители многоквартирных домов вправе полностью отказаться от бумажных квитанций и получать платежки в электронном виде. Такие разъяснения дал Минстрой РФ в ответ на обращение Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН). Она объединяет сотни управляющих, обслуживающих организаций и ТСЖ по стране.

«Вопрос отказа от бумажных квитанций стал актуальным в марте нынешнего года, — пишет «Российская газета», — когда появился дефицит бумаги из‑за санкций. Управляющие организации по‑разному выходили из ситуации, рассказывали в АКОН. Например, уменьшали размер квитанций, печатали их на обороте старых документов или предоставляли их только тем жителям, которые не умеют пользоваться электронными сервисами».

В конце марта ассоциация обратилась в Минстрой с предложением постепенно отказываться от бумажного документооборота, для чего, по ее мнению, нужно усовершенствовать ряд нормативных документов. В частности, необходимо предусмотреть замену бумажных документов электронными при организации общих собраний собственников (исключить печать бюллетеней, протоколов и пр.), выставлять квитанции в электронной форме, оплачивать ЖКУ через ГИС ЖКХ, проводя верификацию собственника жилья через аккаунт на портале госуслуг.

«При заключении договора управления многоквартирным домом нужно обязательно указывать адрес электронной почты для официальной коммуникации сторон и направления на этот адрес квитанций, — рассказывает «РГ». — Возможно также дублирование платежек через мессенджеры. Квитанция за ЖКУ в бумажном виде может направляться собственнику помещения только по его письменному запросу в коммунальную организацию».

В Минстрое РФ напомнили, что возможность отказа от рассылки бумажных квитанций за жилищно­коммунальные услуги есть и сейчас. Она может быть предусмотрена в договоре управления многоквартирным домом. «В этом документе должен быть указан порядок предоставления платежного документа с помощью электронных сервисов, — пишет «Российская газета». — Кроме того, от получения бумажной квитанции может отказаться и сам собственник жилья, направив заявление об этом в коммунальную организацию».

Главное — выбор!

«Жилищный кодекс РФ и сейчас предусматривает возможность использования не только бумажных, но и электронных квитанций по оплате услуг ЖКХ, — комментирует нововведение председатель Ассоциации потребителей Пензенской области Юлия Васильева. — Об этом сказано в статье 155 ЖК РФ «Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги». В ней говорится, что «плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления МКД».

Главное, уверена Юлия Станиславовна, чтобы у собственников и нанимателей помещений в МКД была возможность выбора. «Если пожилому человеку проще оплатить бумажную платежку, чтобы ничего не перепутать, — говорит она, — нужно сохранить для него эту возможность. В противном случае перепутанные объемы коммунальных ресурсов в той же электронной квитанции могут отразиться на правильности начисления платежей не только в конкретной квартире, но и в доме в целом. А это невыгодно ни собственникам, ни управляющей и ресурсоснабжающей организации».

Изменения в правилах

«МЛ» уже рассказывал своим читателям, что Минстрой России готовит изменения в правилах предоставления коммунальных услуг гражданам. Они утверждены постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года.

Среди нововведений также предусмотрена возможность потребителей коммунальных услуг отказаться от бумажных квитанций. «Платежные документы на оплату коммунальных услуг доставляются потребителю по почтовому адресу жилого помещения потребителя, за исключением случаев, когда они приходят потребителю в его «личном кабинете» на официальном сайте исполнителя коммунальных услуг или по электронной почте», — говорится в проекте постановления.

Обязательная информация

Независимо от того, будут обязательными электронные квитанции или нет, в них должна быть указана полная информация, необходимая потребителю коммунальных услуг для самостоятельных расчетов и для понимания расчетов.

В соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг № 354 в платежном документе должны указываться:

а) почтовый адрес жилого или нежилого помещения, сведения о собственнике или нанимателе с указанием ФИО;

б) наименование исполнителя (юридическое лицо или ФИО индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес, телефон, факс, электронная почта;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов, единицы измерения объемов коммунальных ресурсов;

г) объем каждого вида коммунальных услуг и размер платы за них; а также размер повышающего коэффициента, если он применяется при расчетах платы;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за них;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный во всем МКД;

ж) сведения о размере перерасчета, доначисления или уменьшения платы за коммунальные услуги;

з) сведения о размере задолженности потребителя за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг;

к) сведения о рассрочке или отсрочке внесения платы за коммунальные услуги и т. д.

«На платежном документе не допускается размещение рекламы, за исключением социальной, — напоминает Юлия Васильева. — Допускается размещение справочно­информационных сведений, в том числе о предоставлении коммунальных услуг, об изменении законодательства РФ, тарифов или нормативов.

На платежном документе указывается информация о региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами, номера контактных телефонов, адрес сайта в Интернете, на котором размещается в том числе информация о графике работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Юлия Измайлова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

SinvolPamyati