Нижний Ломов — город мастеров

 

Командировка в Нижний Ломов подарила нам знакомство с целой плеядой талантливых мастеров. Резьба по дереву, вышивание лентой, изготовление кукол-оберегов, создание глиняных игрушек… Вот уж точно — город мастеров!

Безграничная фантазия

Татьяна Мурашкина — педагог Центра детского творчества. Татьяна Алексеевна и сама мастерит поделки, и учит этому своих юных воспитанников. Из глины лепят абашевскую, калининскую и ковровскую игрушки. Причем два-три раза в год специально ездят за глиной в Абашево — другой такой во всем сурском крае не найти.
Здесь и гончарное дело постигают, и кукол из фоамирана (вспененной резины) мастерят, и джутовую филигрань осваивают. Это достаточно новое направление в искусстве hand-made, позволяющее создавать красивые ажурные сувениры, предметы, используемые в быту: шкатулки, абажуры, настольные лампы, вазочки для сухоцветов, бижутерию… Основным материалом служит джут, то есть простая веревка, поэтому второе название данной техники — веревочная филигрань.
А картины из теста вам часто доводилось видеть? Оказывается, это направление даже имеет свое название — тестопластика. И картины у Татьяны Мурашкиной и ее учеников получаются такие, что хоть сейчас на международную выставку отправляй!
«Прежде всего мы учим детей трудолюбию и усидчивости, — подчеркивает педагог. — И самое главное, что они с удовольствием приходят к нам заниматься. Их счастливые лица, когда они видят результат своего труда, — для нас лучшая награда».

Деревянный самовар

«Наверное, я один в городе такой остался, кто режет дерево так же, как его резали наши деды и прадеды, — говорит житель Нижнего Ломова Андрей Калинин. — Сейчас в основном резьбу делают на станках с ЧПУ. Не нужно вручную выпиливать что‑то лобзиком, все быстро и удобно. Но… без души».
По основной специальности Андрей Александрович — электромеханик. А плоскорельефная резьба по дереву — хобби, впрочем, приносящее какой-никакой доход. Еще в школе Калинину нравилось возиться с деревяшками на уроках труда. А в 90‑е, когда наш герой работал в церкви сторожем, он сделал себе инструмент для резьбы по дереву. Начинал с рамок, дальше пошли шкатулки, шахматные доски, обрамление каминных часов и даже самовары. Конечно же, в таком самоваре воду не вскипятишь, но на столе в окружении резных чашек смотрится он эффектно.
«Попробовал я и иконы резать, получилось, — говорит мастер. — Тем более что местный батюшка, который сам когда‑то окончил Пензенское художественное училище, меня благословил, подсказывал, как должны выглядеть святые на иконах. Самую большую свою икону — метровой высоты — я подарил церкви села Усть-Каремша, пусть меня прихожане добрым словом поминают».
А еще Андрею Александровичу доводилось вырезать алтари и иконостасы. «Хотелось бы приобщить к этому делу и мальчишек, — вздыхает мастер. — Сейчас ведь трудового обучения в школах нет, парни вырастают и зачастую не могут гвоздь в стену забить. Несколько лет назад в качестве эксперимента дали мне 6 и 7 классы. Я видел, как ребятам нравится работать с деревом, но финансовая поддержка иссякла, и эксперимент прикрыли.
Хочется верить, что в будущем ситуация изменится, детей давно пора хоть немного отвлечь от компьютеров и мобильных телефонов!»

Волшебные ленты

Недавно в Нижнем Ломове прошла уникальная выставка картин из ленты местной жительницы Светланы Малютиной. В творческом активе мастерицы уже более 200 работ. И каждая — настоящий шедевр.
«Вышивкой лентами я увлеклась 7 лет назад, — рассказывает Светлана Васильевна. — Увидела в Интернете миниатюру с цветами, вышитыми лентами, и захотела создать нечто подобное. Казалось, что это легко и просто. На следующий день я купила ткань для вышивки и ленты, но… ничего не получилось. Стало ясно, что нужны знания. Я пересмотрела кучу мастер-классов, и результат не заставил себя ждать». Свою первую работу — небольшое панно с розочками — Малютина хранит дома как талисман.
«В среднем на одну работу в зависимости от сюжета и размера у меня уходит от 2 до 4 недель, — продолжает мастерица. — Но было исключение… Картину «Букет с ромашками и незабудками» (размером с «МЛ». — Прим. ред.) я вышила за одну ночь! Это был заказ на день рождения.
Были у меня работы, где смешались несколько техник: вышивка распущенными атласными лентами, объемная вышивка нитями мулине и вышивка гладью. Последняя из таких работ — «Девушка с бабочками» — нашла свой дом в Оренбурге. А сейчас идет работа над картиной размером 120 на 70 см. Это будут прекрасные пионы».

Тайны оберегов

Руководитель объединения «Музей народного творчества» нижнеломовского Центра культуры и искусств Елена Шевякова уверена, что куклы-обереги не просто игрушки, а достояние нашей истории. Во времена язычества они были атрибутом каждого славянского дома. Кукол мастерили на праздники, к важным событиям и по другим особым причинам. Славянские куклы, или, как их еще называли, ляльки, защищали домочадцев, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укрепляли семью.
«Важная особенность таких кукол — отсутствие лица, — подчеркивает Елена Ивановна. — Так изначально было задумано нашими предками. Считалось, что если у куклы есть лицо, то она приближена к реальному человеку, и если с ней проделывать какие‑то ритуальные манипуляции, то это может непредсказуемо отразиться на человеке, которого фигурка напоминает. А если куклу сглазят, зло перейдет на человека.
По традиции такие куклы не должны быть колотые и резаные, то есть их мастерят без ножниц и иголок».
Некоторые куклы требуют определенных цветовых решений. Например, у куклы на беременность животик и фартук должны быть в синюю клетку. Синяя клетка исстари символизировала плодородие. У такой фигурки в животике прячется запеленатый младенец.
Колоритно выглядит кукла, символизирующая семью. Безликая баба облеплена такими же безликими запеленатыми младенцами. Если в доме есть такой оберег, в семье должно быть много детей.
«А это неразлучники — муж и жена, — показывает мастерица двух кукол, изображающих мужчину и женщину, чьи руки соединяет красная лента. — Лента символизирует, что молодожены по жизни пойдут рука об руку. Делали такие куклы на свадьбу, украшали лошадь, а потом кукла занимала почетное место в доме. Когда рождались детки, в середину вешали куколку-пеленашку.
А вот такие куклы считались самыми простыми, их первыми должен был сделать в своей жизни каждый ребенок. Девочка — куколку в сарафане, а мальчик — куколку с ножками, как бы в штанах. Начинали учить делать такие фигурки с 3 лет. Маленький Саша Пушкин, например, сделал такую куклу в 5 лет, получив право сидеть за одним столом со взрослыми. Маленьких раньше за общий стол не сажали. И мальчики, и девочки ходили в длиннополых рубашках, не считаясь полноценными членами семьи. Но, как только ребенок учился делать такую куклу и подносил ее взрослым со словами «Спасибо, маменька и тятенька, что мне жизнь подарили!», его сажали за стол и давали личную ложку. Такая кукла называлась «Отдарок на подарок», где подарок — это жизнь, которую дали родители».

Фотоотчет вы можете посмотреть на страницах «МЛ»

Яков БЕЛКИН. Фото автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.