Сберегаем здоровье школьника

Данные о том, что здоровье школьников находится под угрозой, заставляют задумываться над проблемой не только родителей, но и учителей и врачей.

Что сделать в первую очередь

Откуда берутся основные хронические заболевания и проблемы, свойственные современным российским ученикам? И почему в большинстве случаев за это ответственны родители?

Если начать с аналитики здоровья младших школьников, то для семилеток приход в школу связан с тяжелым периодом адаптации — особенно для тех детей, кто не посещал детсад и жил дома в свободном режиме, много лет подряд просыпаясь в 10 часов и начиная утро с мультфильма.

У старшеклассников (особенно учащихся 9 и 11 классов) главная проблема также связана с психологическим здоровьем: на подготовку к ЕГЭ детей сегодня не просто натаскивают загодя, но и ежедневно капают на мозги о том, что провал в итоговой аттестации связан с полным крахом будущего. В результате дети даже с прекрасно сданным ЕГЭ покидают школу и плавно переходят в вуз с неврозами и переутомлениями. Именно поэтому успешный ребенок, который не ест всухомятку, начинает страдать от проблем с желудочно-кишечным трактом. Гастриты чаще всего возникают вовсе не из-за неправильного питания (хотя и из-за него, конечно, тоже), а по причине затяжного стресса.

Дефекты зрения молодеют и быстро прогрессируют из-за повального увлечения детей телефонами и планшетами. По 1,5-2 диоптрии в среднем ученик младших классов теряет за год. В результате около 50% старшеклассников имеют проблемы со зрением.

Плоскостопие, о котором в советское время сочиняли анекдоты по поводу недопуска к службе в армии, сегодня стало чуть ли не национальной проблемой. Впрочем, как и сколиозы, статистика которых растет ежегодно.

Статистика

По результатам многолетнего исследования, проведенного специалистами НИИ гигиены среди московских школьников, в первые классы школ поступают примерно 4% здоровых детей, около 55% — с отклонениями функционального характера и 40% — с хроническими заболеваниями.

В средней школе абсолютно здоровым остается примерно 1% детей, а к выпускному классу эта категория исчезает как вид. Группа детей с функциональными отклонениями сокращается до 34%, а группа с хроническими заболеваниями растет до 61,5%.

Что надо помнить

А теперь обращение к родителям, собирающим ребенка в школу.

  • О сменной обуви, которую школьник носит 6-8 часов в день. Сменка должна быть сделана из натурального материала, хорошо проветриваться, иметь небольшой каблучок и фиксированный задник, для многих актуальна ортопедическая стелька.
  • Об одежде. Многие современные родители забывают о грамотной покупке детской одежды. Дети должны быть одеты в хлопковые рубашки и блузки, в шерстяные брюки и юбки, хлопковые или льняные носки и колготки из натуральных материалов.
  • О ранцах. Рюкзаки сегодня в моде, и это правильно. Но это должен быть функциональный ранец с ортопедической спинкой, обязательным кармашком для напитка и перекуса, с неоновыми знаками, которые светятся в темноте и видны водителям.
  • О перекусах и напитках. Родители любят жаловаться: в школе плохие завтраки, нет кулера и т. д. Нет времени готовить — купите готовый продукт, налейте воды в бутылку, положите в ранец яблоко. И объясните ребенку важность своевременного перекуса. Этого достаточно, чтобы провести профилактику гастрита.
  • И самое главное, не пренебрегайте советами школьных врачей, психологов и учителей. Если есть рекомендация обследоваться, проконсультироваться, сделайте это, не откладывайте визит к узкому специалисту. Возможно, это позволит избежать в дальнейшем серьезных проблем со здоровьем.

Фото pixabay.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.