Пензенские ученые создали ноухау, которое поможет предотвращать ЧП и аварии на дорогах. У концепции «Умный город» есть все шансы стать продвинутой интеллектуальной системой, которая будет полезна для любого населенного пункта.

«Аварийные ситуации на дорогах возникают чаще, чем хотелось бы, и их предотвращением озабочены власти, законодатели, аварийные службы. Но это невозможно без тщательного анализа. Мы придумали, как использовать для этого данные от внешних сенсоров — в частности, от камер фотофиксации, счетчиков и терморегуляторов отопительных систем и прочего», — поясняет глава исследовательской группы, кандидат технических наук, доцент кафедры «Системы автоматизированного программирования» Политехнического института ПГУ Антон Финогеев.
Авторы проекта полагают, что причина ДТП и прочих неурядиц на дорогах не только невнимательность участников движения, но и огромная совокупность прочих факторов: стершаяся разметка, плохая видимость знаков, некачественный асфальт, погода, время суток, освещенность, наличие поворотов и уклонов и многое другое. Если свести всю эту информацию в общую базу данных, можно обнаружить «узкие места», порождающие нештатные ситуации, и устранить причины проблем, не обусловленные человеческим фактором. Всему этому представители ПГУ и обучают искусственный интеллект.
«13 лет назад, еще в аспирантуре, мне довелось поработать над сбором и анализом данных, получаемых от автоматических водонагревательных котельных в Кузнецке, — говорит Антон Финогеев. — Тогда мы создавали систему оперативного мониторинга для информирования диспетчера горводоканала о сбоях в работе котельной, возможных протечках на теплоцентрали и пр. «Умный город» работает по тому же принципу, но в гораздо более глобальных масштабах».
Система может определить, например, разгрузит ли дороги в час пик перенастройка режима работы светофора или уменьшит ли процент аварий на отдельно взятом участке дороги изменение допустимой скорости движения. А еще благодаря разработке получится «на берегу» выяснить, кто из участников дорожного движения создает наиболее негативное влияние на движение потока — водители, нарушающие ПДД, большегрузный транспорт, маршрутки или что‑то еще.
Словом, обученная людьми система будет анализировать входящую информацию и выдавать прогнозы состояния того или иного участка дороги — как здесь будет вести себя трафик. А при возникновении экстренных ситуаций цифровой помощник просигнализирует о вероятной опасности не в сам момент ЧП, а заранее — опять‑таки благодаря превентивному анализу множества аварийных факторов. Впереди разработка программного продукта, который визуализирует полученные результаты в виде наглядной карты или схемы города.
По словам ученых, эта интеллектуальная система уникальна тем, что может быть настроена для любого населенного пункта с учетом его индивидуальных особенностей. Проект уже поддержан грантом в 5 млн рублей от Российского научного фонда. Разработчики уверены, что имеющуюся концепцию можно «прикрутить» и к управлению всей городской инфраструктурой — транспортом, образованием, здравоохранением, системами ЖКХ и прочим. Цель «Умного города» — улучшение качества жизни людей.
Ксения Ивановская
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.