Санитарная авиация спасает жизни пензяков

Уже четвертый год в Пензенской области работает санитарная авиация. Между населенными пунктами курсирует вертолет, способный перевозить одного лежачего и одного сидячего пациента. В этом году на проведение экстренной медицинской эвакуации пациентов предусмотрено 27 миллионов рублей из областного и федерального бюджетов. На сегодняшний день вертолетом эвакуировано 19 пациентов.

Пациентов из районов области эвакуируют на вертолете из межрайонных больниц Кузнецкого, Нижнеломовского, Сердобского и Каменского районов.

Когда счет идет на минуты

«Для транспортировки пациентов мы используем вертолет «Ансат», — рассказывает заместитель главного врача по медицине катастроф Пензенской областной станции скорой медицинской помощи Александр Гришин. — Это легкомоторный летательный аппарат отечественного производства. Он оборудован современным медицинским модулем и имеет все необходимое для оказания неотложной медицинской помощи во время полета: медикаменты, устройство для мониторинга давления, сердечного ритма, аппарат искусственной вентиляции легких с кислородным баллоном, термоодеяло, дефибриллятор и прочее.

Относительно малые габариты вертолета позволяют совершать посадку даже посреди трассы или в поле. В районах области мы приземляемся там, где позволяет площадь, а в Пензе — возле городской больницы № 6 им. Г. А. Захарьина и в аэропорту».

Однажды пилотам пришлось совершать экстренную посадку в Каменке возле остановки общественного транспорта, так как приземлиться около больницы не позволяли погодные условия.

«Вертолет используют, когда роль времени в спасении жизни становится решающей, — подчеркивает главный врач Пензенской областной станции скорой медицинской помощи Владимир Атякшев. — На первом месте по числу спасенных с помощью вертолета пациентов — люди с сердечно­сосудистыми заболеваниями, на втором — получившие травмы, в том числе черепно­мозговые и в результате ДТП, а на третьем — жертвы острых неврологических состояний.

Чем быстрее пациенту окажут квалифицированную помощь, тем меньше риск получить инвалидность. К примеру, недавно мы доставили пациента с патологией сердца из Нижнеломовской межрайонной больницы в клиническую больницу № 6 имени Г. А. Захарьина».

«В основном мы курсируем между городскими и межрайонными больницами, — объясняет Александр Гришин. — Так, в этом году летали в Кузнецк, Нижний Ломов, Сердобск, Каменку. В апреле отвезли годовалого ребенка из областной детской больницы в Казань.

Каждый вызов из районной больницы сначала поступает диспетчеру скорой помощи. Решение о вылете принимается исходя из необходимости скорейшей доставки больного в ту медицинскую организацию, где ему окажут полный объем медицинской помощи, в которой человек нуждается. Перед каждым вылетом пилоты получают от метеослужбы сводку погоды с пометками «летная», «сомнительная» и «нелетная».

Заявка подается за 30 минут до вылета вертолета. Если погодные условия позволяют, то бригада сразу отправляется на место. Время полета между районами области и Пензой занимает от 30 до 40 минут. Так, год назад из Кузнецка вертолетом санитарной авиации в Пензу был доставлен пациент с нестабильной стенокардией. На то, чтобы ему начали оказывать помощь в областном центре, понадобилось всего 50 минут».

В Москву за 4 часа

Для того чтобы совершать вылеты, более 20 медиков прошли спецподготовку по оказанию медицинской помощи пациентам во время полета. В первую очередь это врачи­реаниматологи и анестезиологи, а также медперсонал среднего звена — фельдшеры и медсестры. Одним из первых, кто прошел обучение, а затем практиковался в столичной бригаде санитарной авиации, стал врач­реаниматолог Пензенской областной станции скорой помощи Евгений Архангородский.

«В первую очередь мы оказываем экстренную помощь тяжелым больным, например с инсультами и инфарктами, оперативно доставляя пациентов из районов в областной центр, — говорит Евгений Михайлович. — Кроме того, для оказания пациентам высокотехнологичной медицинской помощи мы совершаем вылеты в федеральные и межрегиональные медицинские центры — в Москву, Казань, Нижний Новгород».

Раньше на доставку пациента в столичные клиники требовалось порядка 12 часов. Теперь же благодаря вертолету время сократилось в разы. Полет в Москву занимает до 4 часов, а в соседние регионы — от 2 с половиной до 3 часов.

«Некоторые пациенты боятся летать, и как‑то раз приходилось даже отменять вызов, — продолжает Евгений Архангородский. — Без согласия пациента такие вылеты запрещены. Однажды пожилая женщина на протяжении всего полета молилась и крестилась.

Очень многое зависит и от погодных условий. Так, два года назад мы доставили тяжелого пациента в Нижний Новгород, а улететь назад сразу не смогли — надвинулся грозовой фронт. Нашей бригаде пришлось двое суток ночевать в аэропорту, пока небо прояснилось».

Такие разные пациенты

Транспортировка вертолетом очень востребована для ожоговых больных. Тряску в автомобиле такие люди переносят плохо, поэтому санавиация для них — самый оптимальный вариант.

Зимой 2021 года бригада во главе с Архангородским несколько раз перевозила пациентов в Нижегородский ожоговый центр. Сначала произошла трагедия в пекарне на улице Калинина — в результате взрыва газового баллона работники получили ожоги более 70 % тела. Затем случилось другое ЧП — женщина случайно облила себя жидкостью для розжига костра. Еще один пациент санавиации провалился в коллектор с кипятком, после чего был немедленно эвакуирован в Нижний Новгород.

Но чаще всего небесная скорая помощь спасает жизни пензяков, не покидая пределов сурского края. Так, к примеру, на площадку близ клинической больницы № 6 им. Г. А. Захарьина доставляли пациента, получившего серьезную черепно­мозговую травму в результате падения… в подъезде жилого дома, мужчину, пострадавшего в ДТП, и двух граждан с ножевыми ранениями.

«Мы используем все датчики для фиксации показателей больного, стараемся стабилизировать пациента, надеваем наушники — общаемся через гарнитуру, — объясняет Евгений Михайлович. — Порой приходится вводить противорвотные препараты, так как больного может укачать в полете.

Ситуации бывают самые разные. Был случай, когда мы везли тяжелого больного из Кузнецка с использованием искусственной вентиляции легких. Наша задача — как можно быстрее доставить человека до медучреждения, несмотря ни на что.

В другой раз из Кузнецка пришлось перевозить находившегося в коме мужчину, упавшего из окна многоэтажки. Позже — также в Кузнецке — наша помощь понадобилась мотоциклисту.

Особого внимания требуют возрастные граждане — среди наших подопечных встречались и 90‑летние! Из­за перепадов давления на вертолете трудно перевозить гипертоников. Но встречаются и совсем другие пациенты: несмотря на тяжесть состояния, они делают с помощью телефона селфи на память!»

Динара Ефимова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.