Под Наровчатом раскапывают средневековый город!

«Это вот медный браслет с характерным ордынским орнаментом. Это фрагменты поливной керамики. Это медная монета, в то время она называлась пул. На нее можно было купить каравай хлеба или кувшин молока. А на серебряный дирхем, пожалуй, что и корову!

Причем все эти деньги чеканились здесь же, что свидетельствовало о том, что Мохши был крупным городом, практически столицей северо­западной окраины Золотой Орды», — руководитель центра историко­культурного наследия института регионального развития Геннадий Белорыбкин бережно перебирает древние артефакты, каждый из которых упакован в пронумерованный и подписанный пластиковый пакетик. Раскопки средневекового города Мохши ведут студенты историко­филологического факультета пединститута ПГУ.

«История поселения уходит корнями в XIII век, когда здесь поселились буртасы, — рассказывает Геннадий Николаевич. — После завоевания татаро­монголами хана Батыя территория Примокшанья вошла в состав Золотой Орды. Годом основания города Мохши (а позднее Наровчата) считается 1309 год от Рождества Христова или 709 год Хиджры — мусульманского календаря.

Городище стало вновь возвышаться как экономический центр Примокшанья. Этому способствовало сохранение богатых ремесленных традиций населением города и округи, а также удобное военно­стратегическое, торговое расположение и соседство с Русью. Край стал превращаться в форпост Орды в Волго­Окском междуречье. К концу XIII века городище превратилось в крупный экономический и торговый центр Примокшанья. Он располагался на территории современного села Наровчат между реками Шелдаис и Лапыжовка.

В 1312 году умер хан Токта и власть в Орде захватил Узбек. Желая ослабить позиции столичной знати, он уезжает со своими приближенными из Укека на север в Нуриджан. Город получает новое имя — Мохши, которое чеканят на монетах. Начинается строительство жилых домов, мечетей, караван­сараев… Возможно, именно здесь хан Узбек решил принять ислам в качестве государственной религии. Неслучайно тут была построена одна из первых золотоордынских мечетей».

Если мысленно перенестись на столетия назад, можно увидеть большой город, где шумели базары, скакали военные отряды, перебирались с места на место посольства. В самом центре высилась большая соборная мечеть из белого резного известняка. Возле располагалось небольшое мусульманское кладбище. Ранним утром над городом слышался голос муэдзина, который с минарета призывал мусульман на молитву, и они тянулись по улицам, сходившимся к мечети.

Вскоре оживал и многоголосый, разноязыкий, по‑восточному пестрый базар. Здесь можно было встретить и русского купца, и персидского торговца… Для гостей были созданы различные удобства — водопровод, отопление. Рядом работала для приезжих общественная кирпичная баня с централизованным горячим водоснабжением.

Здесь же располагались и производственные комплексы — гончарные и кузнечные мастерские. Ремесленники изготавливали высококачественные изделия — от топоров, оружия и горшков с зеленой поливой и голубой глазурью до замков, шкатулок и украшений. Город же был застроен усадьбами с кирпичными жилыми домами, надворными деревянными постройками, личными банями из кирпича.

«О значимости поселения говорил и тот факт, что здесь имелся даже собственный монетный двор, — продолжает Геннадий Белорыбкин. — Сначала он чеканил медные монеты — пулы, на которых ставилась надпись «Нрджн», а с 1313 года и серебряные дирхемы. Чеканка монет Мохши была грубой, они практически не имели орнамента. На монетах встречаются имена ханов Токты, Узбека, Кильдибека, Тогая, Пулад­Тимура. Пережив в середине XIV века вершину своего развития, Мохши с началом в Золотой Орде феодальных войн стал яблоком раздора…

В 1378 году город подвергается разорению отрядами Арабшаха, а спустя четыре года и воинами Тохтамыша. Мохши переживал тяжелые времена. Приходили в упадок ремесло и строительство, люди покидали насиженные места и уходили в более безопасные земли, как правило, на север.

Последний удар по существованию города Мохши нанес хан Тамерлан, который в 1395 году во время погони за Тохтамышем все уничтожил. Заново поселение стало возрождаться в XVI веке уже как засечная крепость Наручать, защищавшая южные рубежи Руси от набега кочевников».

Археологическая экспедиция начала готовиться еще в прошлом году. Одним из ее инициаторов стал губернатор Олег Мельниченко, выделивший средства на ее проведение. Он сам когда‑то студентом и впоследствии преподавателем кафедры исторического факультета принимал участие в раскопках, проводившихся на этом месте. И вот 27 июня студенты историко­филологического факультета пединститута ПГУ приехали на раскоп. Почему именно сюда? Потому что опять же в прошлом году была проделана предварительная работа — здесь прошли геофизики со своими приборами, показавшими наличие нескольких подземных сооружений. Так оно и оказалось, когда студенты под руководством доктора исторических наук Владимира Ставицкого начали раскоп. Корреспонденту «МЛ» было интересно увидеть, как, несмотря на солидный возраст, Владимир Вячеславович с молодым задором лихо катает наполненные грунтом тачки.

«Находим здесь два вида кирпичей — сырцовые и обожженные, — рассказал Владимир Ставицкий. — Любопытно, что кирпичные сооружения XIV века на территории Пензенской области не встречаются нигде, кроме Наровчата, поскольку в те времена все здания строились из дерева. В центре города сохранились остатки каменной мечети.

Видится, что вести раскопки мы будем на протяжении минимум 5 лет. Планируется создание в Наровчате историко­культурного заповедника регионального уровня. После окончания раскопок все это будет накрыто геотекстилем и законсервировано, чтобы потом сюда, как в музей под открытым небом, можно было водить туристов.

Данные раскопки имеют большое значение для повышения Наровчата в статусе туристической достопримечательности».

Даниил ФРАНК. Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.