Под Пензой учат выносить раненых с поля боя

А вы сможете оказать первую помощь раненому? Причем не обязательно в боевых условиях — рану можно получить и в мирной жизни. В том числе и самому оказаться в роли потерпевшего. Согласитесь, подобным навыком владеет далеко не каждый.

Но ликвидировать этот пробел в своих знаниях и умениях никогда не поздно. Например, записавшись на недавно открывшиеся курсы прохождения тактической медицины на базе стрелкового комплекса «Светлая поляна».
«Пока курсы прошли 70 человек, — говорит руководитель комплекса, президент региональной Федерации пулевой и стендовой стрельбы Вячеслав Аксенов. — Вот сегодня, например, приехала группа от крупной компании, правда, преимущественно девушки и женщины. Руководитель предприятия принял решение, что его сотрудники должны обучиться тактической медицине.
Практическое занятие включает оказание первой доврачебной медицинской помощи, мы изучаем все виды ранений, анатомию человека, психологическую реакцию человека на получение ранений, объясняем, как вывести раненого из состояния стресса. Проходим виды эвакуации раненого: одиночную, групповую и с применением спецсредств. В том числе в окопах».
Не успел журналист «МЛ» подойти к группе обучающихся, как его тут же взял в оборот инструктор: «А ты давай‑ка на собственной шкуре испытай, каково это — быть раненым. Ну‑ка, ребята, представим, что у журналиста обе ноги перебиты. Срочно оказываем первую помощь!»
Перетянули «перебитые» ноги санитарки-добровольцы грамотно, так что, окажись журналист ранен на самом деле, они бы точно спасли ему жизнь. Между тем инструктор, которого по легенде звали Пал Палыч (он ветеран боевых действий, но засекреченный), уже показывал остальным, как правильно накладывать жгут, останавливая кровотечение, а затем и эластичный бинт на рану, после чего жгут можно немного ослабить.
— Так, у вас хорошо получается, молодец, девушка… И у вас хорошо.
— Товарищ инструктор, а можно ослабить? — раздался жалобный возглас одной из подопытных, принявших на себя роль раненой. — А то я сейчас просто в обморок грохнусь.
— Ослабляйте, конечно, ослабляйте… Девочки, ко всем обращаюсь, давайте без фанатизма!
— Теперь все руки от этих жгутов и бинтов будут в синяках, — бормочет кто‑то себе под нос. — А у меня свидание сегодня. Придется в такую жару надевать рубашку с длинным рукавом.
И тут же снова отчаянный крик женщины, сидевшей с перетянутой жгутом и бинтом ногой:
— Ой-ой, больше не могу, заканчивайте!
— Остановилось кровотечение? — интересуется инструктор.
— Ой, остановилось, совсем остановилось. Ой-ой-ой… Снимите с меня эти резинки!
Далее проходила демонстрация оказания помощи самому себе в случае ранения в шею при помощи специальной тампонирующей повязки — турникета.
— Если справа ранение — ныряем в турникет левой рукой, — объяснял инструктор. — Слева ранение — ныряем правой рукой. Все поняли, что делать? Работаем!
Затем настал черед отработки перевязки с наложением мягкого гипса. Женщины и мужчины старались на совесть, оказывая помощь друг другу, хотя некоторые переусердствовали.
— Как ты ему затянула? У него рука уже чернеет. Переделай немедленно, он же руку потеряет!
— Да он лежит вон, не жалуется.
— Это он просто перед красивой женщиной хорохорится.
Самое интересное началось, когда на полянке инструкторы принялись демонстрировать приемы эвакуации раненых с поля боя. Например, как поднять раненого с земли, чтобы закинуть его себе на плечи и эвакуировать.
— Раненый, если он в сознании, помогает вам. Он должен сдвинуть ступни вместе, чтобы боец мог упереться в них своей ступней, это помогает сделать первый рывок…
Самым сложным было эвакуировать «раненого».
— Мы подползаем, прижимаясь к земле, особенно прячем голову, самая высокая наша часть — это ягодицы, — комментировал свои действия второй, молодой инструктор, закрывший лицо маской. — Есть несколько способов одиночной эвакуации. Первый — русский способ, когда я тяну раненого одной рукой, а второй могу вести огонь из автомата.
В американском способе то же самое, только тот, кто спасает, кладет раненого на себя и ползет на спине, лопатками упираясь в землю. В этом случае вы прикрыты от вражеского огня раненым. Хоть мертвого, но дотащите, а так можете оба погибнуть.
Следом был продемонстрирован еще один способ эвакуации, когда раненый хватается руками за ремень спасателя, тот пятится, волоком таща эвакуируемого, а сам стреляет при этом из автомата либо в полный рост, либо пригнувшись. Но такой способ хорош, когда у раненого есть силы, чтобы держаться за ремень…
Кстати, на базе стрелкового комплекса «Светлая поляна» недавно был создан целый учебный центр, где помимо тактической медицины опытные инструкторы, прошедшие Афганистан, Чечню, а кто‑то и СВО, преподают тактику передвижения в условиях городского боя, окопного передвижения, огневую (в том числе снайперскую) подготовку. А вскоре стартует подготовка операторов БПЛА — беспилотных летательных аппаратов. Каждый прошедший курс получит сертификат от Пензенской региональной общественной организации ветеранов боевых действий «Росичи».

Даниил ФРАНК. Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.