И коренные пензяки, и гости нашего города всегда останавливают взгляд на необычном сооружении на углу улиц Московской и Карла Маркса. Конечно, речь о гроте, про который ходят самые разные легенды. Согласно одной из них это сооружение сообщалось подземным ходом с архиерейским домом. Недаром старожилы уверяли: когда у дверей его резиденции собиралась большая толпа верующих, алчущих личной встречи с пастырем, архиерей, дабы избежать ненужной суеты и давки, неожиданно выходил из этого самого грота, направляясь к Никольской церкви. Сегодня на ее месте — разрушающееся здание бывшего кинотеатра «Родина».
Любопытно, что идея возвести часовню в память «об убиенном императоре Александре II» пришла в голову не интеллигенции, не купцаммиллионщикам, а обществу пензенских ремесленников. Внутри предлагалось поместить памятную доску со словами «Построена усердием ремесленников города Пензы в память царяосвободителя Александра II, в бозе почившего от руки злодея 1 марта 1881 года». И уже в августе этого года в городскую Думу поступило прошение о выделении места.
Вначале построить часовню намеревались с северной стороны Спасского кафедрального собора на одноименной площади. Однако скоро поняли, что строение «закроет собой вид с улицы Московской на храм». А еще попеняли на неуместность возле предполагаемой часовни извозчичьей стоянки.
Затем выбор пал на территорию между архиерейским домом и усадьбой купчихи Андреевой, которую от улицы Никольской (ныне Карла Маркса) отделял высоченный забор. Но только в 1892‑м город выкупил ее у собственника. И первым делом здесь разбили сквер, доживший, кстати, до наших дней, и построили некое архитектурное сооружение, ставшее одновременно и подпорной стеной. Однако на этот раз устраивать часовню внутри запретил губернатор, указавший, что культовые объекты должны находиться на открытом месте. За спорамиразговорами минуло еще пятнадцать лет.
Ремесленники уперлись, мол, их желание «…сводится к устройству часовни в угловом сооружении опорной стенки на Никольской улице с постановкой наверху металлического бюста царяосвободителя». И в конце концов дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки: проект памятника разработали сам директор художественного училища К. Савицкий и преподаватель — талантливый скульптор К. Клодт. Но бронзовый Александр не устроил ремесленников. Они будто бы даже представили собственный эскиз монумента, теперь уже категорично отвергнутый властями.
В 50‑летнюю годовщину отмены крепостного права (1911 г.) идею с памятником пензенские обыватели вновь подняли на щит. Да только зря. Отцы города уже сдали предлагаемый под постамент для памятника грот в аренду предпринимателю. А чтобы неповадно было возмущаться, инициировали проверку бухгалтерской деятельности ремесленников. Выяснилось, что начиная с 1881‑го, то есть за 30 лет, на памятник царюосвободителю было собрано 6366 рублей 55 копеек, но сама «денежная книга» находится в «невозможном состоянии — в виде груды неподшитых и разорванных листов». Больше того — выяснилось, что никакого комитета по сбору денег нет!
Лишь в 1916‑м Дума все‑таки приняла решение об установке на углу улиц Московской и Никольской памятника. Но теперь уже основателю нашего города — царю Алексею Михайловичу. Таким образом планировалось отметить 250‑летие основания Пензы. Тогда краеведы считали, будто крепость основана в 1666 году. Увы, но ни на монумент, ни на торжества денег не нашлось…
В советские времена грот использовался как склад продовольственных товаров. Идею с памятником царю Алексею Михайловичу неожиданно реанимировали, когда готовились праздновать 350‑летие Пензы. В 2010‑м объявили конкурс. Год шло обсуждение проектов! В конце концов выбрали и победителей (выпускник нашего училища А. Попов и С. Муратов). В их версии Тишайший (так окрестили Алексея Романова историки) стоял возле трона, а за ним клубком свернулась кошка. На троне — указ воеводе Юрию Котранскому «…идти на реку Пензу и строить крепость».
Высота памятника задумывалась в 10 метров! Стоимость проекта определяли в пределах 24 миллионов рублей. Начали сбор денег. Но дело до конца не довели. Народу чиновники объяснили, что «к юбилею мы не успеваем и потому спешить с таким важным делом не станем, а средства пустим на постройку столь нужных городу фонтанов».
Сегодня про эту историю уже не вспоминают. К тому же грот давнымдавно частная собственность. Но не побывать внутри одного из самых необычных сооружений Пензы корреспондент «МЛ» просто не имел права. Мы провели переговоры с хозяином грота Константином Сергеевым, и он согласился показать подземелье.
«В свое время я пробовал найти подземный ход, — признался нам Константин Алексеевич. — Мы углубились в грунт более чем на полтора метра, но, увы, все оказалось завалено камнями и кирпичом. А нынешние красоты — это уже моих рук дело».
Согласитесь, очень многим хочется узнать, как выглядит грот изнутри. Сегодня у вас такая возможность появилась.
Владимир Вержбовский
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.