1 сентября Пензенский театр юного зрителя открывает сезон сказкой «Летучий корабль». Сейчас актеры и сотрудники театра еще в отпусках, а вот художественный руководитель ТЮЗа Владимир Карпов уже на рабочем месте.
Воспитать в детях человечность
«За эти восемь лет в должности худрука я понял, насколько ответственно служить в ТЮЗе, который в основном показывает спектакли для детей, — говорит Владимир Игоревич. — От того, как дети воспринимают эти спектакли, зависит, какими они вырастут. И если сейчас не заложить в них вечное, доброе и светлое, то непонятно, что с ними произойдет дальше. Говоря словами Чуковского, наша главная задача как сказочников — воспитать в ребенке человечность, способность радоваться чужим успехам и сопереживать чужим несчастьям. А миссия театра — культурное, духовное, патриотическое воспитание подрастающего поколения».
Два года назад в бывшем здании ДК «Маяк», построенном в 1954 году, наконец‑то сделали капитальный ремонт. Оформление внутреннего пространства продолжается до сих пор. В этом мы убедились сами, посетив фойе второго этажа, где заканчивают роспись стен. Местным художникам помогают студенты Пензенского художественного училища. В частности, Василиса Астахова — студентка четвертого курса и, между прочим, внучка заведующей художественно-постановочной частью Веры Борисовны Астаховой.
Одна стена отдана русским народным сказкам, противоположная — сказкам европейских писателей. А самая большая стена посвящена Чехову и Островскому — ТЮЗ ставит не только детские спектакли, но и русскую классику. Тут и сами драматурги изображены, и герои их произведений, например чеховская дама с собачкой.
Также на стенах появятся портреты артистов, как и в любом уважающем себя театре. Возможно, будут установлены аппараты по продаже кофе и прохладительных напитков, поскольку буфет в ТЮЗе не предусмотрен.
Проходим в зрительный зал.
«Зал рассчитан на 200 мест, — рассказывает худрук, — столько же было и в старом театре до реконструкции. Вот только акустика в прежнем была не очень хорошая — по залу гуляло эхо. А сейчас актер может едва ли не шептать и его будет слышно даже на последнем ряду.
Противопожарный занавес? Его у нас нет, он предусмотрен только для залов от 300 зрителей и больше. Тем не менее система пожаротушения имеется. К тому же все автоматизировано. Если раньше, к примеру, занавес тянули вручную тросами, то теперь это делает автоматика».
Худруку пришлось стать Принцем
Заходим в бутафорский цех. «Мелкие декорации мастерят здесь, а крупные мы заказываем на стороне, поскольку у нас нет больших производственных цехов, — объясняет Владимир Игоревич. — Вот, к примеру, эти пальмы мы делали все вместе. Нашли обрезки полипропиленовых труб, обтянули их материей под цвет коры, листья вырезали… Каждую пальму можно спокойно взять, вынести на сцену и так же легко унести.
А вот рогатый шлем Полкана из сказки «Летучий корабль». Рядом голова осла, к которой прилагается еще и ослиная шкура. А во второй части спектакля «Ослиная шкура» артист уже становится Принцем, то есть полностью перевоплощается.
Однажды актер, играющий Осла и Принца, перед спектаклем почувствовал себя плохо. В итоге в ослиную шкуру пришлось залезать актрисе Юлии Карповой (она всего лишь моя однофамилица), а мне — играть Принца во второй части. Пока шла первая часть, я лихорадочно учил текст! Но ничего, вышел и сыграл».
Аналогичная история была и с актрисой Дарьей Куклевой в начале ее театральной карьеры. На сцене ТЮЗа шел музыкально-поэтический спектакль «Катюша», где слов особо ни у кого не было, только мизансцены, песни, танцы и драматические вставки. И актрису внезапно командировали в другой город. Вместо нее на сцену буквально вытолкнули Дарью, которая до этого видела спектакль только на премьере.
Она справилась! А в дальнейшем так и продолжала играть в этом спектакле. На этом испытания не закончились — актриса, игравшая в «Сказке о царе Салтане», сломала ногу, и Даше также без всяких репетиций пришлось срочно ее заменить.
Артист ТЮЗа как пионер — всегда готов!
Тюзя для Безрукова
Небольшая комната — музыкальная часть театра. Из всех инструментов только синтезатор. Впрочем, его хватает, чтобы разучивать с актерами песни, которые должны звучать в спектаклях. Поют все, а кто не умеет — тех учат. Тут действует армейский принцип: «Не умеешь — научим, не хочешь — заставим!» В противном случае тебе с театром не по пути.
Спускаемся в фойе первого этажа. Внимание на себя обращает цветастый картонный персонаж, нечто среднее между Лунтиком и Чебурашкой (см. фото выше).
«Это Тюзя — символ нашего театра, — улыбается Владимир Карпов. — Мы объявляли конкурс на нашего доброго волшебника, и победил эскиз одной девочки. Наша художница Вера Астахова его доработала, получился вот такой симпатяга. Кстати, Вера Борисовна наладила производство сувенирных Тюзей в виде мягкой игрушки, сама их шьет, а мы потом раздариваем Тюзю разным театральным деятелям. Недавно, например, я ездил в Москву на обучение к Сергею Витальевичу Безрукову и подарил ему символ нашего театра».
Заглядываем в пошивочный цех, где обнаруживаем мастера по пошиву театральных костюмов Алевтину Трошину, которой в отпуске дома не сидится. Много лет она отдала театру и создала множество нарядов для сказочных героев. В костюмерной сотни костюмов как из идущих на сцене ТЮЗа спектаклей, так и из снятых с репертуара. Владимир Карпов берет костюм медведя.
«Одно время у нас шел спектакль «Снежные искорки», который создавался в спешке, даже костюма медведя не было, — вспоминает худрук. — В итоге в первых спектаклях медведь выходил на сцену… в старой женской шубе, пожертвованной кем‑то из актеров. Это, скажу вам, было весело…
А когда в нашем репертуаре появился спектакль «Царевна Несмеяна», бутафоры наконец‑то сделали огромную медвежью голову, а в пошивочном цехе сшили вот этот медвежий костюм».
Сейчас в репертуаре ТЮЗа больше 30 спектаклей, в том числе и для взрослых. «Гроза» и «Не в свои сани не садись» Островского, «Метель» и «Маленькие трагедии» Пушкина, «Леди Макбет» Лескова, «Горе от ума» Грибоедова, «Страстно, горячо, красиво…» по Чехову… Причем в театре стараются придерживаться классических версий — к экспериментам относятся крайне осторожно.
«На осень у нас серьезные планы, — подытоживает Владимир Карпов. — В октябре премьера спектакля «Маленький принц», а самое главное — мы выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив на проведение 1‑го Всероссийского фестиваля русской сказки «Золотая Рыбка».
Фестиваль пройдет в Пензе с 19 по 24 октября. Приедут театральные критики, будет жюри, то есть все по‑взрослому. И для пензенского зрителя будет интересно посмотреть постановки иногородних театров. Уверен, каждый день нас ждет аншлаг!»
Яков Белкин, фото В. Павловского.