Пензяки ищут могилу хана Батыя

В новом корпусе областного краеведческого музея открылась выставка картин петербургского художника Стаса Бородина «На раскопках Сарая ал­Джедида». Уже из названия ясно, что все живописные полотна были написаны во время работы пензенских археологов в Астраханской области. Более 90 человек (а это три смены по 30 пензяков в каждой) участвовали в экспедиции по изучению памятников Золотой Орды.

Руководитель археологического отряда — ученый с мировым именем Геннадий Белорыбкин. «Экспедиция лета этого года проходила в два этапа, — рассказывает Геннадий Николаевич. — На первом мы стали участниками раскопок мавзолея у села Лапас Харабалинского района Астраханской области. Неподалеку от него есть местность, прозванная долиной мертвых. Здесь находится древнее заброшенное мусульманское кладбище с парой десятков холмов, достигающих в высоту нескольких метров. Там располагались захоронения вельмож, но, к сожалению, все они были разграблены еще в XIV веке.

В ходе работ нами установлено, что основной мавзолей — предположительно это место захоронения хана Батыя — имеет площадь 2500 кв. метров. Наши ребята исследовали северо­западный его угол и откопали внутренний пол и стену склепа. Среди найденных артефактов наибольший интерес представляют многочисленные изразцы синего, зеленого, желтого и красного цветов с геометрическим растительным орнаментом.

Сама усыпальница была воздвигнута в первой половине XIV века ханом Узбеком. Повторюсь, на месте возможного погребения одного из величайших полководцев мира — хана Батыя. Возможно, уже в следующем году археологи доберутся до его могилы».

Профессор Белорыбкин отметил: кирпич из богатых захоронений долины мертвых вовсю использовался при строительстве Астраханского кремля. Мавзолеи ломали, камень и кирпич грузили на плоты и по Волге доставляли в Астрахань.

«Затем мы всем лагерем переехали в село Селитренное (ранее здесь добывали селитру для пороха), — продолжает Геннадий Николаевич. — Здесь на левом берегу Ахтубы и находился Сарай ал­Джедид — столица Золотой Орды. На раскопках ханского дворца и гончарной мастерской мы обнаружили многочисленные строительные детали из сырцового и обожженного кирпича, а также архитектурный декор, лепнину из алебастра, отапливаемые горячим воздухом лежанки и бытовые изделия. Однако наиболее загадочным оказалось необычное сооружение пять метров диаметром и два метра глубиной, обложенное кирпичом. Что это? Зиндан, а может быть, бассейн? Или же погреб? Надеюсь, со временем разберемся».

Кроме археологов в возрасте от 12 и до 60+ участником экспедиции стал уже упомянутый выше художник Стас Бородин. «Наш живописец и портретист запечатлел все наиболее яркие и знаковые события раскопок, — подчеркивает Геннадий Белорыбкин. — В его работах отражены и романтика полевых исследований, и трудности быта. Стас на себе ощутил все «прелести» полупустыни: знойную жару, песчаные бури. Не раз приходилось ему очищать свои полотна от пылевых «подарков природы». Однако бодрости духа Бородин не терял никогда!»

Помимо прочего на выставке представлены предметы быта и разнообразные артефакты, обнаруженные в ходе раскопок мавзолея хана Батыя.

Владимир Вержбовский

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.