Белозерцева требуют посадить на 13 лет

Белозерцеву — 13 лет лишения свободы, а Шпигелю — 12. Но это еще не приговор: такие сроки заключения на прошлой неделе запросила фигурантам громкого уголовного дела Генеральная прокуратура России.

Покровительство

Экс­губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева арестовали 20 марта 2021 года. Следствие утверждает, что на протяжении полутора лет он получал взятки в виде 20 миллионов рублей безналично, 4 миллионов наличными, дорогих швейцарских часов Breguet и услуг автомобиля с водителем.

Такое вознаграждение в благодарность за покровительство ему передавали председатель совета директоров ООО «Биотэк» Борис Шпигель, его супруга Евгения Шпигель и гендиректор ОАО «Фармация» Антон Колосков, которые, как и Белозерцев, сейчас находятся в следственном изоляторе.

«Незаконное вознаграждение предназначалось за обеспечение заключения органами и учреждениями здравоохранения Пензенской области государственных контрактов с ОАО «Фармация» на оказание услуг по приемке, контролю качества, хранению и доставке лекарственных препаратов, а также за общее покровительство коммерческой деятельности группы компаний «Биотэк» в Пензенской области», — сообщила пресс­служба Следкома.

Пистолет Макарова

Напомним, что при обыске, как сообщали федеральные СМИ — ТАСС и «Коммерсантъ», — в доме Ивана Белозерцева изъяли оружие и почти полмиллиарда рублей наличными. Но сейчас они не фигурируют в уголовном деле. «На оружие, которое находилось в доме, есть лицензия. А изъятые дома деньги не входят в предмет доказывания по уголовному делу. Их изымало следствие, предполагаю, что они находятся среди других изъятых вещей. Защите эти суммы при ознакомлении с делом не предъявляли», — рассказал «МЛ» адвокат Ивана Белозерцева Алексей Шуварин.

При этом экс­главе Пензенской области все же вменяют незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия. Пистолет Макарова с патронами в черной кожаной сумке был обнаружен во время обыска в помещении, смежном с кабинетом Белозерцева, в правительстве Пензенской области.

Зачет в СИЗО

28 ноября 2023 года информационное агентство ТАСС со ссылкой на Алексея Шуварина сообщило, что представитель гособвинения потребовал назначить наказание бывшему сенатору, председателю совета директоров ООО «Биотэк» Борису Шпигелю в виде 12 лет лишения свободы за дачу взяток бывшему губернатору Пензенской области, Евгении Шпигель — 9 лет. Самого Ивана Белозерцева прокурор потребовал приговорить к 13 годам общего режима. Отметим, что максимальный срок лишения свободы по статье 290 Уголовного кодекса РФ «Получение взятки» составляет 15 лет.

«МЛ» уже рассказывал, что судебные заседания по делу проходят в СИЗО «Матросская тишина» из‑за тяжелого состояния здоровья Бориса Шпигеля. Журналистов на них не пускают.

Кстати, фигурантам уголовного дела нахождение в следственном изоляторе могут засчитать при вынесении обвинительного приговора. «Зачет нахождения в следственном изоляторе зависит от вида и режима исправительного учреждения той меры наказания, которая будет в случае вынесения приговора назначена судом, — рассказал Алексей Шуварин. — Вариантов несколько. Если исполнение наказания определено в условиях строгого режима, то тогда день за день. Если в условиях общего режима, то тогда день за полтора. Если еще более мягкий режим, то может быть и день за два».

Иск на 9,9 миллиарда

Параллельно в Октябрьском районном суде Пензы будет рассматриваться иск заместителя Генерального прокурора России о взыскании денежных средств с Ивана Белозерцева, Антона Колоскова, Бориса и Евгении Шпигель. Среди ответчиков также ряд крупных фармацевтических компаний: ООО «БиоСамарФарм», ООО «Биотэк», ООО «Интермедфарм», ОАО «Фармация». 10 ноября иск был направлен в суд, 16 ноября принят к рассмотрению. 23 ноября на сайте появилось сообщение о проведении собеседования с представителями сторон.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на свои источники в правоохранительных органах, Генпрокуратура РФ планирует взыскать с ответчиков в общей сложности 9,9 миллиарда рублей.

Битва за «Тарханы»

Другое громкое дело, которое может быть связано с семьей бывшего губернатора, рассматривается в арбитражном суде. Оно касается знаменитого санатория «Тарханы» в городе Пятигорске. Долгое время доля в нем принадлежала Пензенской области. Но в годы, когда Белозерцев руководил регионом, попала в частные руки.

Губернатор Олег Мельниченко потребовал начать судебный процесс, чтобы признать эту сделку недействительной. Только в июне 2023 года после вмешательства прокуратуры арбитражный суд Пензенской области вынес такое решение. В возвращенную в собственность региона здравницу планировалось направлять на реабилитацию пензяков — участников специальной военной операции.

«Но наши оппоненты не согласились с решением арбитражного суда и обжаловали его», — прокомментировал ситуацию начальник гражданско­судебного отдела прокуратуры Пензенской области Илья Рофель.

13 сентября 2023 года одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в Самаре отказал в удовлетворении апелляционных жалоб ответчика и третьего лица. Решение арбитражного суда Пензенской области осталось в силе.

«Процесс далек от завершения, — продолжает Илья Рофель. — Оппоненты не оставляют попыток обжаловать это решение, в настоящее время поданы три кассационные жалобы. Их авторы — ООО «Феникс», Владимир Романов и сын бывшего губернатора Александр Белозерцев. В конце декабря 2023 года эти жалобы будет рассматривать арбитражный суд Приволжского федерального округа в Казани. Мы примем все возможные процессуальные меры для того, чтобы решение арбитражного суда Пензенской области осталось в силе, а кассационная жалоба без удовлетворения».

Клуб экспертов

Ситуацию вокруг санатория «Тарханы» уже обсуждают федеральные эксперты. «Александр Белозерцев (сын бывшего губернатора Ивана Белозерцева) в попытке то ли оспорить решение суда, то ли просто затянуть его вступление в силу подал сразу три кассационные жалобы, в том числе и от имени своего отца, который продолжает оставаться под стражей в «Матросской тишине» по подозрению в коррупции, — пишет сетевое издание федеральной экспертной сети «Клуб экспертов». — Переход санатория «Тарханы» из собственности области в частные руки был организован в бытность Белозерцева губернатором, когда в 2018 году подконтрольное региону акционерное общество «Сельская здравница» вынудили отказаться от покупки 50 % доли в уставном капитале санатория. Фактически санаторий перешел под управление Владимира Романова, студенческого товарища Александра Белозерцева, который, как пишут местные СМИ с отсылкой на заявление прокурора, в результате цепочки сделок и стал фактическим выгодоприобретателем когда‑то областной собственности. В 2021 году губернатор Олег Мельниченко, пришедший на смену арестованному Белозерцеву, поручил разобраться в этом деле.

Настаивая на передаче санатория в ведение области, Мельниченко аргументирует это тем, что по факту здравница была построена в советское время силами колхозов Пензенской области, а кроме того, сейчас региону крайне необходима база для реабилитации бойцов СВО».

Вот какие комментарии дали «Клубу экспертов» российские политологи. «Понятно, что это не губернатор Мельниченко пересматривает результат приватизации, это не входит в его полномочия, дело пересматривает суд при поддержке прокуратуры, — подчеркнул руководитель Центра экспертного сопровождения политических процессов, политолог Алексей Ярошенко. — Но Мельниченко совершенно правильно делает, что хочет использовать санаторий, который еще недавно принадлежал области, для реабилитации бойцов СВО. И совершенно правильно, что Мельниченко политически поддерживает (…) использование государственный собственности для нужд людей, которые не пожалели себя для защиты Родины».

«Я эмоционально и идеологически поддерживаю действующего губернатора Пензенской области, — выразил свою точку зрения первый зампред комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Общественной палаты России Павел Пожигайло. — Мы сейчас попали в ситуацию, когда реабилитационных центров не хватает. И нужно искать именно законное решение этого вопроса, опираться на решение суда.

О чем тут вообще говорить? Что, за большие деньги это все, что ли, выкупалось людьми, связанными с бывшим губернатором? Нет, конечно. Если приватизация имела отношение к предыдущим властям, все это происходило за три рубля. И в данной ситуации позиция Мельниченко обусловлена тем, что его заботят судьбы военных. И те социальные объекты, которые были вот так приватизированы под давлением, нужно, конечно же, по возможности возвращать.

И я поддержу любые жесткие действия со стороны государственной власти, если они будут соответствовать закону и будут направлены на восстановление справедливости и заботу о людях».

Юлия Измайлова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.