Летописец советской истории Пензы

В конце прошлого года ушел из жизни художник Анатолий Красников, летописец советской истории Пензы. Его мастерская на чердаке многоэтажки на ул. Бакунина долгие годы была пантеоном соцреализма.

«Отец родом из Казахстана, дитя войны, — рассказывает дочь мастера Марина Головина. — Хотя они много переезжали с места на место по распределению моего деда, председателя колхоза. Папа уже с трех лет рисовал. В 1961‑м получил диплом нашего художественного училища им. Савицкого, а еще через год уже нянчил меня».

Марина Анатольевна вспоминает, как ей, четырехлетней, отец вручил кисть, краски, поставил на стул чайник, задрапировал фон и сказал: «Рисуй!» Осмотрев получившийся у девочки «шедевр», Анатолий Семенович предложил ей записаться в… музыкальную школу.

«Так у меня появилось пианино, — улыбается Марина Головина. — Но папа все равно продолжал рассказывать мне про художников и не возражал, если я рисовала «вслед за ним». Вообще, запах масляных красок — важный атрибут моего детства». И даже произведения Анатолия Красникова в жанре советского экспрессивного реализма не пугали ребенка: по мнению дочки, все великаны и исполины с таких залитых солнцем полотен были завораживающе прекрасны. Увы, художник так и не успел издать репродукции этих работ отдельной книгой, хотя мечтал об этом.

Анатолий Семенович создал огромные панно для областного архива, витражи для кинотеатра, композицию для военного городка на тему содружества армий соцлагеря, идеологические украшения школьных актовых залов: Ильич, счастливая советская детвора, раскрытые книги, несущие свет знаний… Фактурные символы прошлого и колоритные образы любви к родине выполнялись в самых разных техниках — живопись, барельефы, маркетри…

Своим самым масштабным детищем художник считал изображение Железного Феликса размером 7 х 3,5 м, украсившее локомотивное депо им. Дзержинского при станции Пенза III. Развитие железнодорожного транспорта, защита беспризорников — ни одно из достижений Феликса Эдмундовича не было забыто в этой колоритной мозаике.

«Свою коррективу внес в панно второй секретарь Пензенского обкома КПСС Георг Мясников, — вспоминал Анатолий Красников. — Подрисовал к моему эскизу складки знамени. И композиция действительно стала выглядеть лучше!»

Огромную мозаику мастер собирал… в гардеробе длиной всего 2,5 м. Рядом проходили составы — и кусочки смальты подскакивали на несколько сантиметров в воздух! Пришлось поручить помощникам ловить их и приклеивать назад. Гигантскую мозаику из 70 блоков Анатолий Семенович собирал за плотным занавесом, который сдернули лишь в назначенный день под восторженные аплодисменты зрителей…

Сейчас дочь художника решает вопрос о будущем творческого наследия отца. «Мы уже встречались с главным хранителем Пензенской картинной галереи Надеждой Тарховой, отобрали 14 полотен, которые я передам в дар, — рассказывает Марина Анатольевна. — Несколько работ отправятся в фонды Пензенского краеведческого музея, а ПГУ я уже подарила портрет выдающегося выпускника вуза — космонавта Германа Титова».

Со временем мастерская Анатолия Красникова перейдет в фонд Пензенского союза художников.

Ксения ИВАНОВСКАЯ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.