Перегорели электроприборы? Пишите претензию!

Нередко случаются ситуации, когда из‑за скачка напряжения выходит из строя бытовая техника. И в большинстве случаев это происходит не по вине потребителя. Кто должен компенсировать потери, «МЛ» рассказали специалисты управления Роспотребнадзора по Пензенской области.

Бывают разные причины скачков напряжения. Например, аварии на подстанции, в том числе замыкания на линиях электропередачи или импульсные скачки напряжения из‑за молнии. Перебои могут происходить из‑за обрывов или замыкания воздушной линии из‑за упавшего дерева или повреждения кабеля при копке траншей. К скачкам напряжения могут приводить отключение электроэнергии или перекос фаз.

«В этих случаях возместить ущерб должна снабжающая или другая ответственная организация, на балансе которой находится ваша электрическая линия или ее участок», — пояснили в Роспотребнадзоре.

Требования к качеству электрической энергии, которая подается в квартиры и дома, предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (постановление № 354 от 06.05.2011 года).

В них говорится, что напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (ГОСТ 32144—2014). «Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается», — установлено в правилах.

Потребитель имеет право потребовать возмещения ущерба. В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса РФ «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, при наличии доказательств причинения вреда имуществу, здоровью и т. п.».

На случай, когда бытовая техника перегорела из‑за перенапряжения, специалисты управления Роспотребнадзора по Пензенской области предлагают следующий алгоритм действий.

Первое — зафиксировать факт резкого скачка напряжения. Для этого нужно обратиться в круглосуточную аварийно­диспетчерскую службу. Затем следует подсчитать и подтвердить документально убытки, которые были причинены из‑за перегорания бытовой электротехники. Подтвердить материальные затраты можно с помощью чеков, счетов к оплате за ремонт и покупку запчастей. Их выдают ремонтные и торговые организации.

Второе — установить ответственное лицо и предъявить ему претензии о возмещении причиненных убытков в добровольном порядке. Помните, что исполнителем услуг по электроснабжению может быть как юридическое лицо независимо от организационно­правовой формы, так и индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю указанную коммунальную услугу.

Третье — предъявить претензию. Если претензия будет отклонена полностью или частично либо организация не даст ответа в установленные сроки, гражданин имеет право подать иск в суд.

Полезные координаты

До 22 марта Роспотребнадзор проводит всероссийскую горячую линию по вопросам защиты прав потребителей. Она стартовала во Всемирный день защиты прав потребителей — 15 марта.

До 22 марта специалисты управления Роспотребнадзора и Единого консультационного центра будут отвечать на вопросы жителей Пензенской области, проводить консультации и помогать составлять претензии и исковые заявления в судебные органы.

Единый консультационный центр принимает звонки круглосуточно по телефону 8 (800) 555‑49‑43.

Обратиться на горячую линию управления Роспотребнадзора по Пензенской области можно по номеру (8412) 66‑09‑48 с 10.00 до 17.00, в пятницу с 10.00 до 15.45 (перерыв с 12.00 до 12.45).

Наталья Фомичева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.