Театр без музыки — это не театр. Нет ни одной постановки, где не была бы задействована музыка. И, соответственно, заведующий музыкальной частью — фигура значимая и незаменимая.
В Пензенском ТЮЗе музыкальной частью заведует Елена Чудова, с которой пообщался корреспондент нашего еженедельника.
— Елена Валентиновна, давайте ненадолго вернемся в детство… Какие детские воспоминания больше всего врезались в память?
— Вообще я родилась в Екатеринбурге. Моя семья много переезжала, мой папа был инженер-электронщик. Много работал на закрытых военных заводах. А потом переехали в Пензу, так как папа стал работать на заводе ВТ. Тут и остались.
Самые яркие воспоминания из детства: поездки на Каспийское море к бабушке и дедушке, которые жили в Махачкале. Многие люди после Великой Отечественной приезжали на Кавказ, так и мои дедушка с бабушкой со своими семьями. Каспийское море — это вкуснющие арбузы, абрикосы, помидоры с черным хлебом и солью. Почти круглосуточное купание в море. Вечером прогулки в парк культуры на танцплощадку и газированная вода из автоматов по 3 копейки. А еще большая любовь, нежность и доброта моих родных.
— А откуда такая любовь к музыке?
— Музыка для меня — это не гармонично собранные звуки, не фоновый режим.
Музыка — это все, что нас окружает, это природа. Вся музыка соткана из ощущений, эмоций, мыслей… Самый потрясающий и самый неуловимый, а оттого и не всегда благодарный вид искусства — это музыка.
Музыка всегда была в нашем доме, в нашей семье. Мой дедушка был музыкантом-самоучкой, играл на скрипке, балалайке, баяне. Очень хорошо пел. Моя мама — учитель музыки. Папа — меломан, в нашем доме всегда было много пластинок с отличной музыкой.
В детстве я попросила маму «отдать меня учиться на балалайку», а сама тыкала пальцем в телевизор, где играют на скрипке. В 6 лет мама отдала меня на скрипку. Но потом было много переездов, и уже в Пензе мне не очень повезло с преподавателем, так что я бросила музыкальную школу.
После школы поступила в Пензенское училище культуры и искусств на дирижерско-хоровое отделение, выпустилась с красным дипломом. Меня оставили работать педагогом на нашем отделении. Параллельно училась в Самарской государственной академии культуры и искусств. Окончила институт и продолжила работать в родном училище. Я очень благодарна моему педагогу Елене Геннадьевне Пыковой, которая дала мне профессию в руки. 8 лет работала педагогом спецдисциплин в родном училище культуры и искусств. 10 лет пела в фольклорном ансамбле «Миряне».
— Как судьба привела в ТЮЗ?
— В определенный момент по жизненным обстоятельствам я ушла из училища. И вот с 2008 года стала работать в ТЮЗе. Синтез искусств меня всегда интересовал и захватывал, а театр — это самое место для соединения всех видов искусства. Лет 8 работала или, как говорят в театре, служила актрисой, а потом предложили стать заведующей музыкальной частью, чему я очень рада! Обожаю свою работу! Люблю моих самых лучших и талантливых актеров! Заведующий музыкальной частью — это не только оформление спектакля музыкой, это и хормейстерская работа, работа по вокалу индивидуально и с ансамблем. И да, без ложной скромности скажу, что наш театр стал очень музыкальным. Актеры много поют вживую, поем на голоса; ребята проявляют интерес в освоении музыкальных инструментов, играют в спектаклях, опять-таки вживую, на пианино, гитаре, балалайке. Сейчас в нашем театре после ремонта появилась даже звукозаписывающая студия. И это тоже дает нам в нашей работе расширение возможностей для творческого полета.
— Много приходилось путешествовать?
— Так сложилось, что много ездила по стране и немножко даже за ее пределами. Это связано с профессией: фестивали, концерты. Когда была в «Мирянах», много ездили, а потом мы с мужем создали свой проект — группу «Страннiки». Наша музыка основана на традиционной русской песне с бережной аранжировкой, используем в музыке много традиционных инструментов народов мира.
— А что вас увлекает помимо музыки?
— Я люблю шить, читать, обожаю пешие прогулки. А еще у нас есть домашние питомцы: кот Мавр, кошка Серафима и самая маленькая кошечка Тильда. Все появились, как я люблю говорить, из-под куста, все сами нас находили и прыгали на ручки. Если бы у нас был свой дом, а не квартира, думаю, животинки было бы намного больше. Я сама, признаюсь, собачница. Но у нас три года назад погибла собака, и я не могу взять другую, поэтому компенсируем котами.
Яков Белкин