На вопросы читателей «МЛ» отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Пензенской области Алла Ильина.
* * *
— Мы решили построить дом. В Интернете нашли строительную организацию и оформили ипотечный кредит. Чтобы сделать первоначальный взнос, продали свою единственную квартиру, заключили договор с банком и перевели 2,5 миллиона рублей застройщикам. В начале года мы должны были переехать в новое жилье, но подрядчик не успел сдать дом в срок. Что нам делать?
— Строительная организация нарушила ваши права. Вы вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата денег. Подрядчик должен в течение 10 дней удовлетворить такое требование. Если сроки исполнения договора нарушены, организация уплачивает потребителю неустойку (пеню) за каждый день просрочки. Размер составляет три процента от оплаченной суммы. Чтобы вернуть деньги, необходимо составить соответствующее исковое заявление в суд.
* * *
— Я обратилась в ветеринарную клинику, чтобы щенку исправили прикус. Заплатила немалую сумму, но моему питомцу так и не помогли. Попросила вернуть мне деньги, но получила отказ.
— Если вам оказали услугу ненадлежащего качества, по закону вы вправе по своему выбору потребовать или возврата денег, или уменьшения стоимости, или возмещения расходов на лечение животного в другой клинике.
Для начала направьте на имя руководителя ветеринарной клиники претензию в письменной форме. Образцы претензий размещены на государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей в разделе «Справочник потребителя» http://zpp.rospotrebnadzor.ru и на сайте управления Роспотребнадзора по Пензенской области.
* * *
— Я ветеран труда, мне положена компенсация за оплату услуг местной телефонной связи. Чтобы ее оформить, нужно в органы соцзащиты представить в том числе копию договора на оказание услуг связи. Такой договор заключал мой муж. Но после его смерти я дистанционно переоформила документы на себя.
К сожалению, в выплате компенсации по оплате стационарной связи как ветерану труда мне отказали из‑за того, что не было копии бумажного договора. Как быть?
— По закону договор между потребителем и поставщиком услуги заключается в письменной форме, что позволяет достоверно установить волеизъявление абонента.
По сути, компания не опровергает того факта, что договор был переоформлен. Поэтому есть смысл обратиться к оператору связи и попросить документ, подтверждающий, что вы являетесь абонентом услуг связи.
* * *
— Купила дорогой косметический крем. Но только дома обнаружила, что срок годности истекает уже через месяц. Вернулась в магазин, попросила вернуть деньги, но мне отказали. Разве это законно?
— Закон о защите прав потребителей прямо запрещает продажу товаров с истекшим сроком годности.
В соответствии со статьей 472 Гражданского кодекса РФ товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы его можно было использовать по назначению до истечения срока годности. Но следует помнить, что только потребитель знает, на какое время ему может хватить товара с истекающим сроком годности. Поэтому закон не запрещает его реализовывать. Например, тот же косметический крем в семье могут использовать несколько человек, тогда его хватит как раз на месяц.
Совет в этом случае один: при покупке товара внимательно смотрите срок годности и другую важную для вас информацию в маркировке и на упаковке товара, прежде чем оплатить его.
* * *
— Слесарь из управляющей компании менял кран в моей квартире. Я заплатила ему деньги, но через два дня кран сломался и водой затопило соседей. Могу ли я заставить управляющую компанию компенсировать мне убытки?
— У вас на руках обязательно должен быть договор на оказание услуг по ремонту водопроводного крана и чеки об оплате выполненных работ. Именно они могут подтвердить, что управляющая компания получила деньги за работу.
Если договор не оформлен и вы просто отдали деньги слесарю, вы фактически заключили устное соглашение не с управляющей организацией, а с физическим лицом. В этом случае имущественную ответственность перед вами несет слесарь, который выполнял работу.
* * *
— В парикмахерской во время окрашивания волос мастер испачкала мне блузку. Пятно не отстиралось. Кто должен отвечать за испорченную вещь?
— Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя во время оказания услуги, подлежит возмещению в полном объеме. Если вашу вещь случайно испортил мастер парикмахерской, вы вправе потребовать возмещения как имущественного вреда (стоимость вещи), так и морального.
* * *
— Купила в аптеке тонометр, однако пользоваться им очень неудобно. Могу ли я его вернуть?
— К сожалению, вернуть в аптеку качественный, но для вас неудобный тонометр вы не имеете права, так как тонометр относится к товарам для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях. Он входит в специальный перечень непродовольственных товаров, которые не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Этот перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года № 55.
Диана Вейбер