С 2016 года Никита Кузин служит актером в труппе Пензенского областного драматического театра. А в 2017-м начал заочное обучение на режиссерском факультете Российского института театрального искусства, который успешно окончил в 2023 году. И уже во время учебы начал ставить спектакли на пензенской сцене. Сейчас на его счету 7 постановок. О совмещении актерской и режиссерской профессий мы с Никитой и поговорили.
— Побыв всего год в труппе, ты решил параллельно учиться на режиссера. Это была давняя мечта или спонтанное решение?
— Дело в том, что год-то я побыл в труппе по причине того, что набор на режиссерский факультет происходит летом. То есть я, получается, выпустился из Саратовского театрального института в августе и уже никакого набора в театральный институт на режиссуру не было. Но я уже отчетливо понимал, учась на последних курсах на актера, что хочу быть режиссером, хочу окончить режиссуру. И уже отчетливо знал, что точно буду поступать. Буду поступать, пока не поступлю. Так что это было отнюдь не спонтанное решение. Вообще на режиссуру очень трудно поступить, поскольку требуется определенная подготовка. То есть ты приезжаешь не с пустыми руками, а уже с какими-то наработками спектаклей и только после этого, собственно, пытаешься поступить. Не уверен, что это можно назвать давней мечтой, но это была моя цель, и я отчетливо ее видел, уже оканчивая обучение в Саратовском театральном институте.
— Еще продолжая заочное обучение на режиссуре, ты уже начал ставить спектакли, которые пензенский зритель (и не только пензенский) принял благосклонно. Что было самым трудным на пути становления как режиссера?
— Да вообще путь становления молодого режиссера весь сопряжен с трудностями. Это не та профессия, где все получается играючи, это сопряжено с большой нагрузкой. И не только эмоциональной, но и физической, как ни странно это звучит. Потому что, когда выпускается спектакль, ты перестаешь нормально спать, нормально есть, все время находишься в каком-то мучительно-мыслительном процессе. Обучение тоже было трудным. Хотя и заочное, но от этого ненамного легче. На очном ты, понятно, больше времени проводишь на факультете, больше варишься в этом всем, а на заочке ты приезжаешь на месяц, и это месяц запредельно катастрофических нагрузок, так как в этот отрезок времени нужно впихнуть целый семестр. Плюс, уезжая с сессии, я попадал обратно в театр, где продолжал работать актером, периодически ставил спектакли. Поэтому я вспоминаю весь этот процесс обучения и, скажем так, становления с большой любовью и трепетом.
— Какой спектакль как режиссеру дался тяжелее всего и почему?
— Это был второй мой спектакль («Хорошая» по пьесе Михайловой и Исаевой), который до сих пор с успехом идет на пензенской сцене. Это явление современной драматургии, которое написано не линейно, имеет разные временные перипетии. Это в то же время спектакль о женской психологии, в которой приходится разбираться. И, в-третьих, спектакль со множеством персонажей, к каждому актеру нужно было уметь найти подход. Тяжело дался в моральном плане. До сих пор к нему отношусь с опаской.
— Насколько трудно совмещать актерскую и режиссерскую профессии?
— Я не могу назвать это трудностью. Одна профессия очень хорошо дополняет другую. С точки зрения актера у тебя есть возможность работать с другими режиссерами изнутри. То есть посмотреть, как он работает, как он ставит задачи, придумывает, работает с актером…
— Нет планов в будущем окончательно переквалифицироваться в режиссеры?
— Планы есть, думаю, что со временем это обязательно произойдет. Рано или поздно я все равно перестану выходить на сцену как актер и буду работать исключительно как режиссер. На данном этапе это привлекает меня больше. Но это все в будущем, не знаю, когда этим планам суждено свершиться. Но на данный момент я не хотел бы все бросить и работать лишь на режиссерском поприще, потому что актерская профессия дает много. Это и возможность выходить на сцену, работать с разным материалом, и вообще быть причастным к актерскому цеху приятно и интересно. Хотя, повторюсь, в далекоидущих планах есть желание быть только режиссером.
— Какую пьесу хотелось бы поставить?
— Это вообще самый сложный режиссерский вопрос. Я столько еще всего не ставил… Я не работал с большой классикой, например, не касался Островского, Чехова, Шекспира… Также мне хочется ставить современную драматургию — есть большое количество интересных пьес современных драматургов. Я только в самом начале режиссерского пути, и есть много всего, за что бы я хотел взяться.
— Расскажешь о семье, увлечениях?
— Семья у меня замечательная. Жена — актриса нашего драматического театра Яна Дубровина. Прекрасный сынишка, ему 3 года и 4 месяца. Начинает очень интересно и очень много говорить. Я посвящаю своей семье много времени и хочу посвящать еще больше.
Что касается увлечений, то тут тоже все в угоду профессии, скажем так. Я много читаю, много слушаю музыки, предполагая, где бы я мог ее использовать. Много смотрю разных фильмов, люблю принимать участие в обсуждении просмотренного кино. Стараюсь больше двигаться, потому что, когда я гуляю, это помогает собраться с мыслями. Начал выпускать подкаст на творческих добровольных началах. В общем, ничего необычного, я такой же, как и все, только с уклоном в театральную сторону.
Яков БЕЛКИН.