Каждый владелец собаки может часами рассказывать о своем любимце. Что он любит и чего терпеть не может, как проказничает и как признается хозяину в любви, каким образом строит отношения с сородичами…
Сегодня я хочу вновь напомнить о своем псе по кличке Чак. В феврале 2016-го я забрала его полуторамесячным щенком с улицы. Думала привить и определить в частный сектор — там дворняге самое место. Но малыш оказался настолько больным, что лечение затянулось на месяцы, а там уже подошло время идти на курс дрессировки. В общем, пес остался в нашей семье.
После двух прекрасных эрдельтерьеров (одна собака прожила 13 лет, другая почти 10) я была убеждена, что обучить «дворянина» послушанию не составит труда. Но у пса оказалась иная точка зрения на то, что он должен делать и как жить. На дрессировочной площадке он прекрасно выполнял все команды, но стоило спустить его с поводка — и он превращался в наглого беспардонщика. «Что значит: «Ко мне»? Если я тебе нужен, то ты меня и лови!» — читалось в его взгляде, когда он часами не давался в руки. Было желание сказать: «Ну, раз ты не хочешь жить в доме как приличный пес, вот тебе Бог, а вот порог!»
Мне пришлось переворошить немало информации, чтобы усвоить: дворняга — это не породистая собака с набором генов, определяющим поведение. В дворняге сидит воспитанная поколениями независимость, и такой пес сам принимает решения. Так что мне тоже многому пришлось научиться, чтобы направлять эти решения в нужное мне русло.
Перелом в характере Чака произошел довольно поздно — когда ему шел шестой год. Будто щелкнул выключатель, и в мозгу забрезжил свет. Пес, который терпеть не мог, когда его трогали руками, неожиданно стал необычайно жаден на ласку — несколько раз в день лобастой головой тыкался мне в колени, требуя, чтобы его потрепали по ушам и почесали морду. На прогулках он стал с достоинством вышагивать у левой ноги и равнодушно посматривать на тявкающих на него мелких собачек.
На восьмом году Чак стал толстым и ленивым. На прогулках он стал трусить за мной мелкой рысцой, иногда поднимая лапу над кустиком и оставляя «роспись», всем видом показывая: «Ну что мы здесь забыли? Пошли уже домой!»
Сейчас Чаку восемь с половиной лет, и на его морде с каждой неделей прибавляется седых волосков. Я пишу эти строки, а пес лежит у моих ног и время от времени поднимает голову: «Ты здесь?» Я успокаивающе киваю ему и думаю: какое счастье, что рядом со мной этот упрямый, своенравный, пугливый, но любимый и любящий пес.
К чему я это написала? К тому, что 2 июля отмечается Всемирный день собаки. И, если у вас есть такой питомец, дайте ему понять, как он вам дорог.
И вот напоследок четверостишие Павла Власова (Павлика Лембытожа): «Без собаки все не так — то смеюсь, то плакаю. И с собакой все не так, но уже с собакою!»
Ольга ТЕРЕХИНА. Фото автора.