История, сохраненная в кадре

Много лет пензенский фотограф Сергей Козлов посещает регионы Кавказа и Закавказья, откуда привозит выставочные портреты местных жителей и репортажи об их традициях.

Фото Сергея Козлова. Дагестан.

— Сергей, с чего начались твои фотопутешествия в горы?

— Меня заинтересовали живописные древние села и люди в них. Хотелось лично там побывать и сделать снимки, подобные фотографиям Элио Чиола или Ары Гюлера, в которых есть ощущение истории, передан характер места и его жителей. И в 2013 году я впервые поехал из Пензы в Армению, тогда еще автостопом.

— Как реагируют местные жители на просьбу их сфотографировать?

— По-разному. Иногда смущаются и спрашивают, зачем снимаю. Особенно в малолюдных местах, которые редко посещают туристы и где люди не привыкли к вниманию приезжих. Но многие улыбаются, расспрашивают с добрым любопытством и рассказывают о себе.

— Какая поездка была самой необычной?

— Один из самых ярких выездов был в армянский Норатус. Я приехал посмотреть средневековые хачкары в местном некрополе. Был уже октябрь. Свинцовое небо, дождь и пронизывающий ветер с Севана дополняли кладбищенский пейзаж. Я решил переждать непогоду в старинной часовне и встретил в ней местных бабушек. Они грелись вокруг костра и, едва переговариваясь, вязали носки и варежки — сувениры для туристов. В полумраке заброшенной церкви это напоминало древний обряд.

Я выбрал место и сделал несколько снимков. Вечером в этой же часовне поставил палатку. И, когда уже готовился к ночлегу, ко мне прибежали местные мальчишки. С любопытством глядя на меня и мой нехитрый кров, они указывали пальцем на село. Как оказалось, приглашали в дом. На всякий случай отправил их еще раз спросить у старших. Скоро они вернулись с радостными криками: «Можно, идем». Так я познакомился с местной семьей.

Это было как раз в первую поездку в 2013-м, после которой приезжал в Армению еще раз десять.

— Знаю, что в последние годы ты не раз был в Дагестане. Как часто и почему туда приезжаешь?

— Несколько раз в год. Впервые я приехал туда в 2020 году для репортажа о солеварах в ботлихском селе Кванхидатли. Там несколько веков вручную добывают соль — выпаривают из прибрежного песка, пропитанного солеными источниками. Сейчас ремесло сохраняют всего несколько семей, об одной из которых я и готовил материал. Впечатленный первой поездкой, решил приехать еще, но уже в другие районы. И в следующих поездках посетил многие места от Тинди до Куруша. Особенно впечатлила Корода — как говорят, один из древнейших аулов Дагестана и при этом еще жилой.

В селе есть добрая традиция: к важным событиям пекут общий хлеб. И, впечатленный чужими репортажами, два года назад я поехал снимать горские пекарни. Потом приезжал еще дважды. А этой весной побывал в Харбуке — селе кузнецов и оружейников в Дахадаевском районе, где познакомился с Джавгар Магомедкадиевой. Она потомственный кузнец, делает сувенирные сабли, кинжалы и катаны, реставрирует старинные клинки.

— В каких конкурсах и выставках ты участвовал с фотографиями из этих поездок?

— После первой поездки их было много. Самые крупные — The Al-Thani award for photography в Катаре и Interfotoklub Vsetin в Чехии. Еще были конкурсы в Англии, Франции, Польше. Дважды участвовал в фотобиеннале Русского музея, по окончании которых конкурсные фотографии были взяты в его фонд. Занял третье место на Adme Photo Awards. На конкурсе в Армении The Apricot photo за портрет местного жителя получил золотую медаль и выставлялся в ереванском музее Арама Хачатуряна. В прошлом году состоялась моя персональная выставка в Махачкале, и показать свои снимки там, где они сделаны, было особенно радостно.

Ксения ИВАНОВСКАЯ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.