Сказка — ложь, да в ней намек…

Как известно, сказка — ложь, да в ней намек. Причем основательный такой намек! По крайней мере, в этом уверен астропсихолог Николай Денисенко. Приоткрывая завесу тайных смыслов хорошо известных всем сказок, он предлагает почерпнуть оттуда мудрости предков.

«Сказки — это не просто развлечение для детей, а глубокие и многослойные истории, отражающие универсальный опыт человечества и базовые паттерны психики, — рассказывает Николай Николаевич. — Вот почему даже у отдаленных друг от друга народностей пересекаются сюжеты сказок. Например, девушка­изгой и ее завистливые сестры впервые упоминаются аж на страницах древнего китайского манускрипта, которому три тысячи лет. И только в средние века появилась «Золушка»…»

И, самое главное, в сказках действительно заложен великий сакральный смысл. Шапка­невидимка, ковер­самолет, меч­кладенец, молодильные яблоки и другие волшебные предметы — все это атрибуты обитателей тонких миров. Кстати, дети воспринимают сказочную реальность шире и чувствуют больше энергетических полей, чем взрослые. Поэтому так важно рассказывать им правильные, аутентичные сказки — русские народные без сокращений, сказки Арины Родионовны и творения Пушкина, которые позволяют прикоснуться к сокровищам мудрости наших пращуров».

Вместе с Николаем Николаевичем рассмотрим, как в разных сказках отражается реальность иных миров.

Тридевятое царство

Вариант «тридевять» известен не только в русском языке: чехи обозначают «далеко­далеко», говоря «за девятью горами», болгары — «за девятью землями». Секрет в сакральности тройки у славян. Девятка же трижды сакральна. Так что в сказках чудесное царство сначала помещали за девять земель, а потом для усиления эффекта добавили еще и тройку. Можно также считать его синонимом рая, идеального места бытия. Но, чтобы достичь его, надо преодолеть некий водораздел между мирами.

Курочка и яйцо

В сказке о курочке Рябе центральную роль играет яйцо, отражая создание мира. Ряба, как и древнеиндийская птица Калаханса, сносит мировое яйцо — зародыш будущей Вселенной. Этот символ подразумевает, что не каждому дано постичь глубокую мудрость сразу; иногда мы довольствуемся лишь простыми истинами.

Мотивы сотворения мира пронизывают и сказку о медном, серебряном и золотом царствах. Иван­царевич отправляется на поиски своей матери в потусторонний мир, где царевны дают ему клубочки, символизирующие целые царства. В других версиях он получает как раз яйца — модели Вселенной.

Вспомните и «Царевну­лягушку», где Василиса Прекрасная вышивает чудо­ковер, символизирующий весь мир:

Она шьет узоры мудреные:

Первый — красного солнца,

Другой — светлого месяца,

Третий — всю Вселенную.

Что это, как не процесс творения мира? Завершая свои шедевры с восходом зари, Василиса ассоциируется с божественной матерью­природой, богиней — создательницей красоты и гармонии.

Колобок

Этот сюжет не что иное, как отражение астрономических наблюдений. На древнеславянском языке КОЛО означает вращение. Получается, что КОЛОБОК символизирует вращение, причем так, что к наблюдателю он всегда повернут одной стороной. Так это же Луна!

В более древней версии этой сказки встречающиеся Колобку птицы и звери откусывают от него по кусочку, и к Лисе он является уже маленьким кусочком, поэтому‑то она его ам — и съела целиком. Так иллюстрируется движение от полнолуния к новолунию. Едоки же — лебедь, ворон, вепрь, медведь и пр. — представляют собой чертоги славянского круголета, то есть знаки альтернативного зодиака.

Репка

Эта сказка иллюстрирует значения, связанные с семьей и традициями. Репка, посаженная мудрым предком, — это символ корней рода. Каждый персонаж несет свой смысл: дед олицетворяет древнюю мудрость, бабка — традиции и дом, внучка — будущее, Жучка — охрану достатка в роду, кошка — благостную атмосферу дома, мышка — благосостояние: мыши появляются только там, где есть изобилие. Урок, заключенный в этой сказке, говорит о необходимости взаимодействия и любви, без которых не может быть гармонии и продуктивной жизни.

Теремок

Это символ головы. Еще ничего, если в нее попала маленькая мышка­норушка (въедливая мысль). Но, когда человек начинает ее подпитывать страхами, та вырастает в лягушку, зайку, лисичку… А потом в медведя, который теремок и разрушил. Вывод: если что‑то беспокоит, разбирайся с проблемой, не доводи до психологической беды.

Кощей

Имя Кощей произошло от древнеславянских священных кощун — деревянных книг с уникальными знаниями. Хранителя такого наследия называли кощеем. Но с приходом православия все положительные персонажи славянского пантеона стали отрицательными, и появилось слово «кощунство», означающее следование древним нехристианским обычаям.

Есть и еще одна любопытная версия: в пантеоне славянских богов Кощей является одним из проявленных ликов Чернобога, персонифицирует темную и холодную часть года, а девушки, которых он забирает в свои владения, — живительную силу весны. Спасающий красавицу царевич — символ солнца, мощной весенней грозы, которому помогают силы природы. Его победа — это победа над смертью, мраком и холодом.

Смерть Кощея — игла в яйце — это мотив оси мира, соединяющей небо, землю и подземный мир (навь, явь и пекельное царство). Кощей как вершина зимы — зимнее солнцестояние, Иван­царевич как вершина лета — летнее солнцестояние. Между ними идет вечная борьба, смерть одного становится жизнью другого.

Баба-­яга

Баба­-яга изначально была образцом заботы и мудрости. Она путешествовала по земле на огненной небесной колеснице, собирая по деревням сирот и обучая их основам жизни, традициям рода и знаниям о природе. В ее скиту у подножия Ирийских (Алтайских) гор проходили обряды посвящения: детей облачали в белые одежды и укладывали в углубление в земле, а вокруг поджигали хворост — это символизировало их переход во взрослую жизнь. Со стороны, да еще несведущему человеку, такое, конечно, могло показаться жертвоприношением!

Этот обряд также перекликается с «перепеканием» младенцев — способом, который издревле использовался для укрепления здоровья детей жаром погасшей (!) печи.

С каждым столетием образ Бабы­яги искажался — после крещения Руси она и вовсе стала страшным пугалом. При этом в сказках все равно налицо благие намерения Бабы­яги: она выступает как дарительница и знахарка, предлагая своим гостям пищу, баньку, ценные советы и путеводный клубок­-навигатор.

По-щучьему веленью

Печь символизирует свет и богатство сознания, в котором находился Емеля, занимаясь постоянным самосозерцанием. Но без связи внешнего и внутреннего мира нет гармонии, поэтому его насильно отправляли то за водой, то за дровами. Благодаря щуке Емеля освоил метод сознательного намерения: «По щучьему велению, по моему хотению».

В слове «щука» слышится «щур, пращур» — то есть родоначальник, дух человеческий. Река выступает информационным каналом сознания, закованным во льды внутренних догм. Освободив свой дух, Емеля получил как бы сверхвозможности, недоступные в обычном сознании: теперь он может изменять мир и управлять своей судьбой.

Сказки-­подсказки

«Сказка соединяет наше сознательное с личным и коллективным бессознательным, с миром образов и эмоций, — подытоживает Николай Денисенко. — Если человек застрял в какой‑то проблеме, она непременно поможет ему найти выход — напомнит о том, что он всегда знал, но забыл.

Конечно, вы не получите четких инструкций вроде «в полночь ударься оземь и нырни в чан с молоком». Но, читая сказки, важно подумать: что лично для вас означало бы подобное испытание? А встреча с угрозой? Все это запустит в вас работу внутреннего голоса. Вступая в диалог с универсальными истинами, вы сможете изменить свое восприятие и жизнь в целом. Желаю успехов на этом увлекательном пути!»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.