В конце октября в Пензе прошел учредительный съезд движения исторической реконструкции «Росток». Его основные цели — воспитание молодежи на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, изучение и сохранение исторической памяти государства.
«Мы пошли по такому принципу: сначала это должно быть интересно, а потом уже полезно. Из этого и родилась идея превратить историческую реконструкцию не просто в удел отдельных специалистов, а сделать это массовым движением, — отметил ректор Института регионального развития Геннадий Белорыбкин. — Историческая реконструкция — это прежде всего достижение цели через преодоление сложностей. Тогда мы получим гражданина, который может чего‑то добиться и готов Родину защищать».
Вот «МЛ» и задался целью выяснить, какие клубы исторической реконструкции уже есть в Пензе и чем они занимаются. Вот что нам удалось узнать.
ССФ «Бранд»
Студия сценического фехтования «Бранд» была основана 29 августа 2011 года Максимом Терешиным. Основное направление работы — история и культура раннего Средневековья (так называемая эпоха викингов). Участники воссоздают костюмы, быт и культуру эпохи воинственных мореплавателей. В клубе можно научиться старинным ремеслам, историческому и сценическому фехтованию, стрельбе из лука и многому другому.
Ежегодно реконструкторы выезжают на всероссийские исторические фестивали, регулярно занимают призовые места во многих турнирах, состязаниях и конкурсах.
Все воспитанники студии состоят в известной реконструкторам боевой дружине «Волжский сокол» — сборной городов Поволжья, что постоянно занимает первые места на соревнованиях.
«Ремесленное направление также очень важно, — подчеркивает супруга руководителя клуба Наталья Терешина, тоже вовлеченная в исторический досуг. — В клубе можно самому сшить себе комплект одежды, изготовить доспехи и реплики оружия. Занятия реконструкцией очень многогранны и всегда пригодятся в нашей жизни.
Интересная история вышла во время осеннего похода. Когда ночевали под открытым небом, к нам на огонек заглянула лиса, причем на пару с черным котом. Кота мы кормили сами, а лиса ночью украла мешки с провизией.
А еще всех и всегда интересует, как мы справляемся с непогодой. На международном фестивале «Русборг» (самом известном в России и за рубежом) в мае еще вовсю идет снег и по ночам температура на улице опускается ниже нуля. А реконструкторы неделю живут в поле, в тканевых палатках, без обогрева и современной утепленной одежды. Почти как наши далекие предки. А как вы хотели? Как‑то в марте стояли биваком у Сурского водохранилища при температуре минус восемь градусов. Таким образом мы проверили наши силы и снаряжение!»
Адрес ССФ «Бранд»: ул. Кирова, 51, тел. 8‑902‑208‑79‑68 (Наталья Терешина).
МИКО «Святогор»
Началось все в 1998 году по инициативе ныне заведующего музеем И. Н. Ульянова Александра Пальгова. Сейчас у руля клуба стоят Александр Конкин, Татьяна Шишкина и являющийся главой регионального отделения Федерации современного мечевого боя России Алексей Агапов.
Святогорцы изучают историю и культуру Руси IX—XI веков. Работа ведется в следующих направлениях: изучение и реконструкция одежды, предметов быта и вооружения Руси IX—XI вв.; занятия историческим фехтованием; экспериментальная археология; воссоздание старинных ремесел и технологий; изучение и сохранение этнографического материала русского народа. Кроме того, энтузиасты изучают и воссоздают русские народные праздники, игры и обычаи, занимаются верховой ездой и реконструкцией раннесредневековой конницы.
В помещении клуба открыт Общественный музей русской этнографии Пензенской области. Святогорцы проводят фольклорные праздники, организуют фестивали и смотры, в рамках которых проходят турниры и конкурсы реконструкции. Выезжают пензяки и на общероссийские фестивали для обмена опытом. Организуют экскурсии, турпоходы, путешествия по культурным и историческим местам России. В таких путешествиях с членами клуба нередко приключаются интересные истории.
«Однажды ехали на пазике на фестиваль, — вспоминает Александр Конкин. — В дороге остановились: девочки направо, мальчики налево… А в салоне в это время один наш товарищ спал, мы его не стали будить. Но, почувствовав, что машина остановилась, спустя минуту он тоже проснулся и решил сбегать налево. Пошел чуть в сторону, и никто его не заметил. Вскоре все вернулись в автобус, мы тронулись и только через двадцать минут обнаружили пропажу нашего сони!
Что было делать? Развернулись назад. И вот картина маслом: по шоссе грустно брел пилигрим с опущенной долу головой. То‑то он обрадовался!»
На исторических фестивалях все должно соответствовать духу времени. И вот на фестивале «Городецкое гульбище» под Москвой организаторы заранее предложили участникам соответствующую еду: козленка, барашка, гуся… Пензяки выбрали птицу.
«Нам стало жалко пускать гусыню на жаркое, — разводит руками Александр Конкин. — Рука не поднялась на милое существо. В итоге птица весь фестиваль прожила с нами.
И вот сидим мы вечером у костра, вдруг появляется гусыня и прямиком влетает… в огонь! Народ в шоке, никто не поймет, что делать, хорошо, кто‑то додумался ногой птицу из костра вышвырнуть. Вероятно, гусыня просто замерзла и выскочила погреться, но не рассчитала траекторию движения.
Ну а дальше мы поехали по Золотому кольцу, а гусыню, которую прозвали Жанна д’Арк, взяли с собой. И в одной из деревень обменяли ее на мешок яблок».
Адрес МИКО «Святогор»: ул. Кирова, 5. Тел. 8‑900‑315‑38‑63 (Александр Конкин).
ВИК «Аванпост»
Пензенское отделение старейшего кавалерийского военноисторического клуба «Литовский уланский полк» существует с 2006 года. Руководитель — Томас Янчаускас. Члены клуба занимаются воссозданием облика русской кавалерии эпохи Наполеоновских войн 1805—1814 гг. и Первой мировой войны 1914—1918 гг.
В Пензе прошло несколько фестивалей «Марсово поле», посвященных как 200‑летию Отечественной войны 1812 года и заграничных походов Русской императорской армии, так и 100‑летию Первой мировой войны и участию в этих событиях наших земляков. Кроме реконструкции обмундирования, снаряжения и вооружения клуб занимается верховой ездой, фехтованием.
В 2014‑м на базе Дома молодежи был создан клубный Музей русской армии, в экспозиции которого собраны более 2500 предметов, связанных с военной историей. Здесь и подлинные мундиры офицеров, и погоны нижних чинов и их командиров, и полковые знаки, и медали, и оружие, и документы, и фотографии, и многоемногое другое. Многие экспонаты, открытые ныне взорам пензяков и гостей города, хранились за рубежом около 100 лет в семьях белоэмигрантов. Часть покупалась на аукционах в Москве и СанктПетербурге, несколько раритетов передали музею из Парижа.
На сегодняшний день в клубе состоят 23 человека в возрасте от 20 до 50 лет.
Адрес ВИК «Аванпост»: ул. Кирова, 51. Тел. 8‑937‑440‑82‑60 (Томас Янчаускас).
«МЛ» задал руководителю клуба несколько вопросов.
— Томас, как «Аванпост» отнесся к идее объединить усилия клубов исторической реконструкции?
— Однозначно положительно! Здесь все как в притче про растопыренные пальцы и кулак. Вместе мы сила. Кроме того, военноисторические клубы — это прежде всего практическая история. И вместо ничегонеделания на диване люди на собственном опыте могут ощутить, что испытывали наши предки в походах, в том числе как болят ноги от седла. Работа в клубе и простым вещам учит, например, как развести костер и приготовить на огне еду. Сегодня СВО показывает, как важно людям знать, почему амуниция «здесь жмет» и как правильно лямку подтянуть. А уж про использование аптечки и говорить нечего.
Некоторые считают, что для реконструкций в первую очередь нужны немалые деньги. Это не так! Многое у нас делается своими руками. Скажем, сапоги. В магазине они стоят от 8000 рублей, а на барахолке в Терновке их можно приобрести за 300! Идем дальше. Если покупать шинельное сукно на одного человека, это в разы дороже, чем на десятки бойцов. И так далее. Просто включаем смекалку.
— Изменились ли после начала СВО отношения между российскими реконструкторами и заграничными военно-историческими клубами?
— Начну с того, что харьковский клуб «Чугуевский уланский полк» в полном составе перебрался в ДНР и большинство его участников воевало на стороне донбассовцев. А вот с киевскими клубами контакт потерян.
Само собой, наши коллеги из Белоруссии на нашей стороне. Французы приезжали летом на фестиваль «Времена эпохи». В США и Канаде все, кто занимается русской и Красной армией, поддерживают Россию. И это несмотря на то, что такая гражданская позиция может закончиться даже тюремным сроком! Люди прекрасно понимают, где добро, а где зло.
А вот чехи, поляки и бельгийцы сегодня с нами в контрах.
— Не получится ли так, что, с головой окунувшись в прежние века, участники клубов оторвутся от современных реалий?
— Нет! Все мы живем настоящим. Собираем гуманитарку для бойцов СВО, проводим экскурсии для вынужденных переселенцев. Встречаемся с бойцами, приезжающими на побывку, собираем материал для новой экспозиции.
Мы — патриоты! А патриоты живут настоящим. Враг будет разбит. Победа будет за нами!
Владимир Вержбовский, Геннадий Марченко, Динара Ефимова