Проезд в общественном транспорте дорожает

С 1 декабря стоимость проезда в автобусах и троллейбусах Пензы изменится. На данный момент в столице Сурского края один из самых низких в ПФО тарифов на проезд в общественном транспорте. Для троллейбусов — 20 рублей (уровень 2018 года), для муниципальных автобусов — 27, для межмуниципальных — 28 (уровень 2020‑го). А на подвозящих маршрутах регулярных перевозок — и вовсе 10 рублей.

Аргументы

«В регионе назрел вопрос об изменении стоимости проезда в общественном транспорте, — подчеркивает директор ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области» Лариса Панкова. — Средний рост стоимости запчастей составляет от 50 до 70 %. На ряд расходных материалов цены выросли в 2—3 раза. Перевозка пассажиров теперь тоже обходится дороже: стоимость дизельного топлива увеличилась на 10—12 рублей за литр».

Еще одна проблема — необходимость повышения зарплат водителям и кондукторам. Директор пензенского автотранспортного предприятия «Меркурий» Александр Кровяков сообщил, что предприятие испытывает острый дефицит кадров: автоперевозчик не может повысить зарплаты сотрудникам. В результате организация проигрывает в конкурентной борьбе за специалистов другим предприятиям.

В качестве еще одного аргумента в пользу повышения стоимости проезда Лариса Панкова привела в пример другие российские регионы, в которых тариф составляет не менее 30 рублей, а иногда превышает 40—50 рублей.

Так, с 1 декабря цена проезда на общественном транспорте в Курганской и Псковской областях, в Красноярском крае и в Краснодаре поднимется до 50 рублей. В соседнем Ульяновске цены в сентябре подняли до 35 рублей в трамваях и троллейбусах. В Самаре также планируют повышение с нового года. Сейчас там расценки таковы: 38 рублей за наличный расчет и 35 по карте. В Оренбурге с 1 ноября у частных перевозчиков стоимость проезда повысилась до 35 рублей.

Также эксперты и представители перевозчиков объясняют увеличение цены на проезд повышением ключевой ставки Центробанка. Без кредитования развитие общественного транспорта и обновление подвижного состава невозможны.

Предварительные расчеты

Напомним читателям «МЛ», что в Пензе перевозки пассажиров осуществляются как по регулируемым, так и по нерегулируемым тарифам. В первом случае тарифы на проезд устанавливает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в нашем регионе это управление по регулированию тарифов Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области. Стоимость поездки в общественном транспорте на маршруте с нерегулируемым тарифом перевозчик назначает самостоятельно.

Для пересмотра цен на проезд в автобусах и троллейбусах одна из компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, передала документы, подтверждающие рост затрат, в управление по регулированию тарифов Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области. Согласно проекту приказа Министерства ЖКХ и ГЗН о предельных тарифах, на основе которых определили стоимость проезда, предполагалось, что предельный тариф на проезд на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в автобусах большого класса составит 32,05 руб., в автобусах среднего класса — 33,81 руб., в автобусах малого класса — 36,43 руб., в троллейбусах — 38,86 руб.

На межмуниципальных маршрутах предельный тариф на проезд в автобусах № 130 и №149, соединяющих Пензу и микрорайон Спутник, мог составить 33,60 руб. по маршруту № 130 и 33,84 руб. по маршруту № 149. В троллейбусах маршрута № 105 тариф планировалось поднять до 34,02 руб.

«Однако при определении стоимости проезда учитывалось мнение жителей областного центра, — подчеркивает и. о. министра цифрового развития, транспорта и связи региона Елена Никишина. — Окончательная стоимость стала ниже заявленных предельных тарифов на проезд в общественном транспорте. Также важным фактором был тот момент, что данные маршруты находятся на государственном регулировании и на заключение государственных контрактов на выполнение работ по осуществлению перевозок пассажиров и багажа выделяются бюджетные средства».

Окончательные расчеты

С 1 декабря 2024 года стоимость проезда по маршрутам устанавливается следующим образом:

муниципальные маршруты регулярных перевозок:

автобусы большого класса №№ 54, 66, 70, 82с, 93 — 30 руб.;

троллейбусы №№ 1, 2, 6, 7, 8, 9 — 30 руб.;

муниципальные маршруты регулярных перевозок:

автобусы среднего класса № 40 — 30 руб.;

подвозящие маршруты регулярных перевозок:

автобусы малого класса №№ 2а, 6, 10, 26, 75, 80 — 10 руб.;

межмуниципальные маршруты регулярных перевозок:

автобусы №№ 130, 149 — 30 руб.;

троллейбус № 105 — 30 руб.

Если для автобусов, троллейбусов и подвозящих маршрутов были определены предельные цены, то стоимость проезда на маршрутках, работающих по нерегулируемому тарифу, остается неизвестной.

«Перевозчики на маршрутном такси, работающие по нерегулируемому тарифу, могут самостоятельно определять цены на проезд, — говорит Елена Никишина. — Организатора перевозок они уведомят не позднее чем за 15 дней до даты введения в действие решения об изменении тарифов. Уведомления не поступали, поэтому назвать сейчас определенную стоимость мы не можем».

Новые схемы

Кроме повышения цен на проезд в автобусах и троллейбусах изменения произойдут и в схеме движения общественного транспорта.

«В декабре планируется внесение изменений в схему движения маршрута № 130 (Арбековская застава — с. Засечное (г. Спутник) с продлением ее до остановки «ТЦ «Ритэйл Парк», — сообщил заместитель директора ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области» Денис Светкин. — Жители жаловались, что у некоторых школьников нет возможности добраться до школы № 1 в Засечном без пересадок. В результате схема движения 130‑го маршрута будет продлена.

Маршрут пройдет через школу № 1 в Засечном, далее он свернет на улицу Алую и проследует до дороги Пенза — Шемышейка, после чего повернет в сторону микрорайона Гидрострой».

Также планируется внесение изменений в схему движения маршрута № 26 (школа № 62 — ул. Кижеватова — школа № 62) с заездом к ЖК «Илмари», куда в настоящее время общественный транспорт не ходит.

На данный момент существуют перебои с транспортом в микрорайоне Барковка (маршрут № 20). В настоящее время проводятся процедуры по переводу маршрута № 20 «Пенза I — Барковка» на регулируемый тариф. Заключение государственного контракта позволит обеспечить регулярность движения, а также даст возможность оплаты проезда безналичным способом — банковскими картами.

«Изменения в схеме движения троллейбусов маршрута № 6 связаны с необходимостью увеличения транспорта большой вместимости в микрорайоне Окружная, — говорит начальник отдела организации и контроля пассажирских перевозок ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области» Артур Абасов. — С 1 июля 2024 года троллейбусный маршрут № 6 направлен от остановки «Ул. Чкалова» до детской поликлиники № 8 (ул. Кижеватова). На маршруте увеличено количество машин с 7 до 18.

Одновременно с изменением троллейбусного маршрута № 6 для жителей микрорайона Пенза III был организован подвозящий маршрут № 80 «Пенза I — ул. Чкалова», на котором работают 3 новых автобуса малого класса. Стоимость проезда составляет 10 рублей».

Кроме этого, с целью улучшить транспортное обслуживания жителей микрорайона Ахуны и поселка Засурье с сентября муниципальный маршрут регулярных перевозок № 93 «Совхоз­техникум — пос. Засурье» переведен на регулируемый тариф. Ежедневный выпуск транспорта на маршруте № 93 осуществляется в количестве 13 автобусов большого класса, в выходные дни — 10 машин. Интервал движения в час пик составляет 12 минут, в выходные дни — 15 минут.

«Распоряжением правительства в сентябре текущего года определен ряд задач, которые необходимо выполнить, — продолжает Лариса Панкова. — Это в первую очередь перевод на регулирование таких маршрутов, как №№ 12, 33, 34. Но анализ пассажиропотока и обращений граждан говорит о том, что нам нужно еще работать в направлении маршрутов №№ 27, 73, 24 и 18, также прогнозируя их перевод на регулирование».

Из 111 существующих сейчас маршрутов на регулировании находится 51 (затраты перевозчика компенсируются за счет бюджета).

Также остается задача определить требования к перевозчикам по обновлению подвижного состава. Пока автобусы большого класса №№ 54, 70 и 130 представляют собой старый подвижной состав.

Полезные координаты

В Пензе работает единая диспетчерская служба пассажирского транспорта Пензенской городской агломерации (ЕДСПТ). Пассажиры могут оперативно получить информацию о работе автобусов, троллейбусов и маршрутных такси. Для этого действует многоканальный бесплатный номер 8 (800) 222‑95‑18. Операторы кол-центра работают ежедневно с 7.00 до 19.00, однако служба функционирует круглосуточно посредством режима записи.

Чтобы пензяки могли узнать, когда придет нужный им транспорт, на остановках разместят трафареты с QR-кодами. При сканировании появится информация об организации движения транспорта и прогноз прибытия.

Динара Ефимова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.