Человек постоянно балансирует между двумя желаниями — подчинить себе природу и жить в гармонии с ней. Одним из верных способов добиться такой гармонии являются древние знания — и речь здесь идет не только о знаменитом на весь мир китайском фэншуй. Оказывается, наши предкиславяне тоже обладали своей сакральной системой, которая позволяла им строить надежные дома, где царили мир и лад.
«Это старинное славянское искусство сотворения гармоничного пространства в доме называлось родолад, — поясняет астропсихолог Николай Денисенко. — Ему в первую очередь обучались женщины как хранительницы очага и рода.
Это не просто система домоводства, а глубокая философия, основанная на уважении к природе и своим корням, которую мы можем использовать, чтобы создать в своем доме гармонию и уют. Некоторым из этих правил можно следовать и сегодня — все доступно и совершенно бесплатно».
Строительство: зерно под сруб
Для славян дом был подобием Вселенной, моделью мироздания, но его надо было наполнить жизненной силой — жилом. Для этого требовалось правильно выбрать место для постройки. В преддверии строительства люди тщательно исследовали местность и ее историю.
Дом не строили там, где кто‑то умер или получил увечье, где раньше были капища и святилища. Нельзя было возводить дом у дороги, которая упирается в него.
Лучшим местом для строительства дома считался вогнутый берег реки с умеренным течением. Это обеспечивало постоянное и оптимальное движение, как бы сказали сейчас, финансовых потоков.
Позади дома должна была стоять гора или густой лес, что символизировало защиту, а перед домом, в центре двора, сажали дерево, которое наделялось особыми свойствами: дуб символизировал силу и удачу, сосна — достаток и исцеление, вишня — любовь, кедр — долголетие, клен — благополучие, а орех — здоровье.
Также было важно, чтобы земля не находилась на одном уровне с порогом. Порог — это энергетическая преграда, и его нельзя просто пересекать, не подготовившись. Чтобы защитить дом от чуждой силы, порог всегда делали завышенным и обшивали рябиновыми или дубовыми досками. Порог считался разделом между мирами: с тех времен до сих пор сохранилась примета, запрещающая передавать что‑либо через порог — это все отголоски тех древних представлений о сакральности такого барьера. В некоторых случаях под порогом даже хоронили предков, чтобы они защищали дом и род.
Строительство нового дома, как и многие другие важные действия, славяне начинали только на растущей луне. При этом в углы сруба укладывали зерно, чтобы привлечь богатство, иногда делали заклад в виде специальных оберегов с сакральными символами и заговорами, которые должны были притягивать в дом жило. Такие же знаки чертились на полу, помещались в углы и под косяки дверей и окон.
«Славянский дом повторял трехчастное строение мира: нижняя часть — фундамент и погреб — навь, прошлое, основа; средняя часть — настоящее, явь, место, где проходит жизнь домочадцев; чердак и крыша — небесный свод, правь, обитель высших сил, — добавляет эксперт. — Считалось, что сверху в дом идут небесные потоки, а поэтому крыша непременно была со скатами, чтобы сила небес омывала дом, подобно дождю. Двускатная кровля обычно располагалась по направлению восток — запад, а на коньках вырезали конские головы, символизирующие ладью ДажьбогаСолнца, в которой он плывет по небу».
Обустройство: печь от всех невзгод
Очень важным элементом в доме была печь. Она всегда располагалась у северной или северозападной стены — считалось, что этому направлению покровительствует богиня Макошь, хранительница домашнего очага. А вот стол рядом с печью никогда не ставили: он размещался в красном углу, на юговосточной стороне, и это место стало своего рода алтарем. Принятие пищи за столом было ритуалом единения, а хлеб, лежащий на столе, считался священным и неотъемлемой частью благополучия семьи.
Так как печь символизировала женское начало, справа от нее размещались места для женщин и детей, отгороженные пологами, чтобы скрыть эту часть дома от посторонних взглядов. Люльки для младенцев подвешивали на восточной стене, за печью.
«С очагом следовало обращаться с пониманием, уважительно: содержать в чистоте, как и свое тело, каждый день протирать, — рассказывает астропсихолог. — Люди верили, что, если печь хорошо попросить, она и дом сохранит от всякой напасти, и болезнь прогонит, и печаль. У печи молили о будущих детях и «перепекали», согревая теплом погасшей печки, недоношенных и больных младенцев: так дикий огонь превращался в ручной и служил человеку».
При этом древние славяне строго следили за порядком и во всем доме, избегая бесполезных вещей. После принятия христианства пришел обычай избавляться от ненужных предметов перед Пасхой и Рождеством.
Декор: чеснок для гармонии
В этом смысле все тоже было продумано до мелочей. Вокруг печи развешивали обережные вещи: деревянные ложки — символ сытости, ключики — знак изобилия, бубенчики и свистульки — защита от нечистой силы, льняные полотенца — символ благополучия, початки кукурузы — обереги для детей, плетенки из чеснока, перца и лука — для здоровья.
Идеальным направлением для окон считались восток и юг. На югозападе располагали железную утварь и обереги, а на западе — глиняную посуду. Северовосток считался местом супружества и украшался вышивками, изображающими богиню Ладу и пару птиц, смотрящих друг на друга.
У входа часто развешивали можжевельник для отпугивания злых духов или втыкали ножи для отведения порчи. В спальне обязательно жили куколкиберегини — безликие фигурки в пышных сарафанах с тельцами, набитыми зерном.
С внешней стороны на крыльце над входной дверью обычно подвешивали подкову, побывавшую под лошадью и найденную на дороге, — и только рогами вверх как символ чаши для изобилия. Сами же наличники над дверью и фронтон крыльца украшали резными знаками Перуна.
Кроме того, в доме должен был царить ненавязчивый, но приятный аромат. Древние славяне считали травяной, древесный и чесночнолуковый запахи самыми гармоничными.
«И, конечно, соблюдение простых правил для поддержания порядка в доме — внимательность, благодарность, чистота и своевременный ремонт — тоже помогали создать в жилище гармонию, — подчеркивает Николай Денисенко. — Ведь, как показывают древние знания и современные исследования, важен не только физический порядок, но и энергетический баланс, который создается вниманием и уважением к дому и его обитателям».
Ксения Ивановская