Зачем пензякам нужен Институт регионального развития

В гостях у «Молодого ленинца» побывал ректор Института регионального развития Пензенской области (ИРР) Геннадий Белорыбкин.

— Геннадий Николаевич, в прошлом году исполнилось 85 лет со дня образования института. В разные годы он назывался по‑разному. Менялись люди, менялись директора, но ведь задачи, связанные с образованием, всегда оставались прежними…

— Начнем с того, что на сегодняшний день у ИРР несколько зданий: на улицах Попова, Чаадаева, Сухумской и Куйбышева. И еще загородный лагерь «Мечта» в Городищенском районе. В планах также лагерь «Космос» в Ульяновской области.

Занимаемся мы повышением квалификации и переподготовкой учителей и работников всех сфер системы образования. А еще подготовкой управленческих кадров из участников СВО по государственной программе. И, конечно, выполняем госзадания и задания Минобра Пензенской области, плюс проводим олимпиады, конкурсы, форумы, конференции.

Уже подготовлена первая партия учителей по основам безопасности. Помимо этого мы операторы электронной системы образования. И очередь в детский сад тоже на этой электронной площадке. У нас собраны все документы, необходимые для осуществления образовательного процесса.

Большой пласт — отдел мониторинга всей системы образования. Мы на постоянной прямой связи с завучами и классными руководителями. Помогаем, обучаем, даем методички. Выпускаем пособия по семьеведению от ясельного возраста и до выпускного класса. Внедрили и единые по всей стране оценки личностных результатов учащихся, что позволяет отслеживать динамику изменений среди учеников и переходить от формального воспитания к воспитанию с участием самих учеников (например, это проведение праздников, где учащиеся делают то, что им близко).

Ну и наука, конечно: конференции, статьи, книги. А еще у нас есть свой редакционно­издательский отдел, профессиональная команда по изданию книг. Автор приносит рукопись, мы обрабатываем и передаем материал в типографию. За 2024 год издано 12 книг, а за последние 3 года — более 30.

— Чем конкретно вам запомнился минувший 2024‑й?

— Это был Год семьи, а потому мы и выдали на­гора серию учебных пособий, охватив все возраста учащихся. В 2024‑м преподавались аспекты семейной жизни и традиционных семейных ценностей. И по итогам года могу сказать, что все оказалось очень востребованным. А пособий, которые мы выпустили, поначалу даже не хватило. Пришлось издавать их дополнительно.

В 2024 году по программам дополнительного профобразования в ИРР были обучены 5922 педагогических работника из разных образовательных организаций нашего региона. 963 специалиста прошли курсы повышения квалификации.

И если раньше курсы годами преподавались в стандартном виде, то с 2024‑го мы перешли на новый формат: сначала выявляем, что нового хотят узнать учителя, а потом уже по итогам опросов разрабатываем программы и повышаем их квалификацию.

— Не могу не спросить вас про движение энтузиастов, увлеченных исторической реконструкцией. Это дело перспективное?

— В 2024‑м на базе ИРР прошел съезд нового молодежного движения «Росток». Это движение исторической реконструкции, его лозунг: «От созерцания к действию». Какие направления у движения? Давайте по порядку. Так, ремесленники занимаются пошивом одежды, изготовлением посуды, утвари, плетением из лозы корзин и других обиходных вещей. И, конечно же, изготовлением оружия. Здесь важно отметить, что все эти ремесла предварительно необходимо основательно изучить, а на фестивале подтвердить, что сделал все правильно, в соответствии с эпохой.

Далее историческое фехтование на мечах и саблях, стрельба из лука, метание копья. И умение свое надо применить на исторических турнирах, как внутренних, так и всероссийских.

Археология — еще одно направление движения. В экспедициях в Астрахани, Рязани и по Пензенской области ребята учатся отличать лепной горшок от гончарного, на практике понимают, как и что склеить, отремонтировать. Археологические экспедиции проводятся совместно с учеными из Казани, Йошкар­Олы, Рязани и Москвы. У нас исследования проходят на территории Наровчатского района, на Никольском и Русско­Труевском городищах.

Выездные — это Селитренное городище в Астраханской области. Второй памятник — в с. Лапас, где предположительно захоронен хан Батый. Кстати, во время раскопок ученые читают лекции и проводят семинары.

В старой Рязани раскопали усадьбу ювелира, а под ней находится еще и славянское кладбище IX—X веков. Заложили и большой раскоп на оборонительном сооружении. В 2025‑м будем продолжать копать. Слой мощный — до 4 метров.

Не забудем и про туризм. Школьники на практике осваивают правила выживания в естественных природных условиях. Как разжечь костер, поставить палатку, приготовить пищу. Как ориентироваться на местности. И уже после этого допускаются к участию в турфестивалях.

— А каковы планы на 2025‑й?

— К 80‑летию Победы институт издаст том­энциклопедию «ВОВ и Пензенский край». В рамках исторической реконструкции также намечена серия мероприятий. Летом пройдут два фестиваля — на Торуевском городище в Кузнецком районе и «Марсово поле» в Пензе. Плюс фестиваль в Золотаревке. Осенью планируем проведение Всероссийской конференции по региональной истории. А если рассказывать обо всех планах, то, боюсь, и газетного разворота не хватит.

— Сейчас проводится множество различных военно­патриотических мероприятий. И это здорово! Но как бы за количеством не упустить главного: сразу за братскими могилами как на Мироносицком, так и на Митрофановском кладбищах находятся захоронения других героев Великой Отечественной войны. Увы, они заброшены. Может быть, имеет смысл закрепить и за этими могилами школы, колледжи, вузы?

— Это хорошее предложение. Но требующее внимательного изучения. Давайте начнем над этим работать. Пусть «МЛ» возьмет на себя роль информатора и пропагандиста, привлечет к нужному и важному делу военно­патриотического воспитания общественность и властные структуры, а мы со своей стороны — учащихся. Вместе мы сила!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.