В Пензе успешно развивается социальный проект «Серебряная Пенза». Одно из направлений работы — обучение методам противодействия мошенническим действиям. Психологи, юристы, сотрудники полиции и банковские служащие объясняют пенсионерам, как им следует противостоять приемам современных аферистов. Лекции (повышающие в том числе финансовую грамотность граждан) и тренинги проходят как в очном, так и в дистанционном формате.
«Наша задача — донести до участников проекта, что мошенники изначально дестабилизируют эмоциональное состояние, а затем подогревают необходимую для них эмоцию. Важно не просто рассказать о том, какие схемы мошенничества существуют, но и показать, что с человеком происходит, когда он попадается на уловки аферистов, — дать инструмент эмоциональной саморегуляции», — отметила Наталья Маньченкова, психолог проекта и руководитель пензенской общественной организации «Круг доверия».
Лекции и тренинги для граждан пенсионного возраста проводятся бесплатно. Присоединиться к проекту и записаться на бесплатные занятия можно по телефону +7 (996) 807‑19‑69.
Сегодня «МЛ» также вооружит своих читателей знаниями, которые позволят своевременно разоблачать уловки мошенников.
Хитрые пройдохи
«Сейчас все больше появляется удобных электронных и цифровых сервисов во всех сферах жизни, — говорит начальник экономического отдела Пензенского регионального отделения Банка России Александр Никонов. — С одной стороны, это повышает ежедневный комфорт человека, а с другой — создает все больше рисков попасться на уловки мошенников. Чаще всего это кража паролей и ПИНкодов через SMS, списание денежных средств без ведома владельца, вклады и инвестиции под бешеные проценты, онлайнказино, легкий заработок в Интернете.
Злоумышленники спекулируют чувствами людей, маскируются под сотрудников банка, силовых, налоговых структур, пенсионного фонда и т. д.».
«Одним из самых популярных способов хищения денежных средств остаются методы и приемы психологического воздействия на жертву, — говорит ведущий инженер сектора защиты информации отдела безопасности регионального отделения Банка России Надежда Комиссарова. — Человек в этом случае сам переводит деньги на якобы безопасные счета или называет коды банковских карт и пароль от «Госуслуг».
Сейчас есть специальные защитные системы банка, которые позволяют отражать атаки мошенников. Одна из них — система «Антифрод», которая вовремя распознает попытку обмана и по возможности пресекает ее. В первом квартале этого года она позволила предотвратить 43,8 миллиона попыток похитить денежные средства со счетов клиентов. В прошлом году таким способом банки сохранили более 13 триллионов рублей.
Тем не менее, несмотря на все усилия по защите от хищения денег клиентов, за первые три месяца этого года размер потерь граждан составил 6,9 миллиарда рублей, а количество удавшихся попыток — 296 тысяч».
Очень часто мошенники подстраивают свои сценарии под актуальную новостную ленту. Например, во время пандемии коронавирусной инфекции злоумышленники всячески использовали эту тему для выманивания денег. Есть поводы, которые повторяются ежегодно: например, сдача декларации о доходах за минувший год, отпускной сезон, начало учебного года. Преступники оперативно реагируют на любые политические и экономические события в стране и играют на эмоциях людей.
Порой мошеннические схемы выглядят весьма правдоподобно. Для того чтобы вызвать доверие, аферисты обращаются к клиенту по имениотчеству и приписывают себе должности, к которым люди привыкли относиться с уважением.
И сейчас самое время привести несколько примеров. Например, позвонивший представляется сотрудником Социального фонда или социальной службы и сообщает, что человеку положены дополнительные выплаты, компенсация от государства или какого‑нибудь фонда. «Для получения этих сумм никуда ходить не нужно, — уверяет преступник. — Все деньги переведут вам на карту. Требуется только сообщить ее реквизиты и в том числе код, указанный на ее обратной стороне».
Другой пример: звонят якобы операторы мобильной связи с предложением продлить срок действия договора на обслуживание абонента. Они утверждают, что иначе он скоро истечет и номер заблокируют. Для того чтобы оставаться на связи, требуют продиктовать код из СМС, который они присылают. Но на самом деле, продиктовав такой код, вы ничего не продлеваете, а вот мошенники получают доступ к вашему онлайнбанку или личному кабинету на портале «Госуслуги».
Вот еще ситуация: человек получает на электронную почту письмо. Якобы по закону № 167‑ФЗ ему начислен возврат страховых пенсионных накоплений. Некая Луиза или Светлана, или обладательница других сотен имен из неведомой «службы финансового мониторинга» сообщает в письме, что из‑за технических проблем денежный перевод до вас не дошел и теперь нужно самостоятельно его завершить. А для этого надо нажать в письме кнопку «Оформить возврат» и следовать инструкциям.
Далее прилагается некий уникальный номер перевода — какой‑то набор букв и цифр. Видимо, по инструкции его нужно будет где‑то ввести. Внизу есть приписка: «Если у вас не получится сделать все онлайн — идите в МФЦ с полным пакетом документов». Так мошенники пытаются придать большую правдоподобность своей активности.
На деле же человеку, выражаясь простым языком, просто пудрят мозги! Все, что надо злоумышленникам, — это дальнейшее выполнение инструкции. В итоге граждане вводят полные данные своей банковской карты, включая срок действия и три цифры с оборота пластиковой карты. Все это открывает мошенникам доступ к счету жертвы.
Портрет жертвы
Во втором квартале 2025 года Банк России обнаружил и заблокировал почти 4000 сайтов мошенников, которые выдают себя за брокеров, форексдилеров и представителей других финансовых организаций. Это в 2,5 раза больше, чем за тот же период прошлого года.
Преступники создают в Интернете страницы, как две капли воды похожие на ресурсы компаний с лицензией: используют их фирменный стиль и похожие названия. Чаще всего такие сайты обещают высокий заработок на криптовалюте, драгоценных металлах, нефти и газе. Аферисты гарантируют сверхприбыль от инвестиций в инновационные бизнеспроекты. Но доверившиеся им люди не только не получают ни рубля, но и, напротив, теряют все свои вложения.
Прежде чем переводить свои деньги финансовой организации, нужно проверить ее лицензию и контакты. Если компании нет в реестрах Банка России или адрес ее сайта не совпадает с адресом в справочнике, здравый вывод один — это нелегалы.
«Мошенники активно используют фишинг (подделку известных сайтов), маскируются даже под «Госуслуги», — продолжает Надежда Комиссарова. — И все для того, чтобы человек оставил на сайте свои данные и пароли. Поэтому при загрузке страницы сайта всегда нужно быть внимательным.
Сразу обратите внимание на несколько отличительных черт. Чаще всего адрес поддельного сайта отличается от реального: в адресной строке нет символа замка, дизайн иной или по цвету, или по символам, у сайта мало страниц и в тексте есть ошибки. Мошенники прибегают к разным уловкам на таких сайтах: предлагают туристические путевки со скидкой, восстановление кредитной истории, сообщают о крупном выигрыше или выплате от государства, делают заманчивое предложение о работе, льготных кредитах и высокодоходных инвестициях, объявляют сбор пожертвований для детей и больных животных».
Главный инструмент мошенников — телефон. Их формула состоит из неожиданности, психологического давления, сильных эмоций, актуальной темы, манипуляции. Они сознательно торопят жертву, пугают или, наоборот, приводят в состояние эйфории.
Главный фактор — неожиданность. Мошенники звонят человеку или рано утром, или поздно вечером, когда сложнее сосредоточиться. Формулировки привычные: «Ваш сын попал в аварию», «С вашей карты похитили деньги», «Вам положен выигрыш».
«Большое заблуждение считать, что жертвами мошенников становятся пожилые и доверчивые люди. Это не так! — подчеркивает эксперт. — Жертвой может стать любой человек независимо от социального статуса. Банк России ежегодно проводит исследования, и по результатам опроса за прошлый год портрет жертв кибермошенников получился следующим. Это работающие женщины со средним уровнем дохода и образования. Чаще всего они проживают в городе, имеют постоянный заработок. Каждый третий из десяти граждан в возрасте от 25 до 65 лет сталкивался с мошенниками. 9 % лишились при этом денег».
Заморозка на два дня
С июля прошлого года действует закон, направленный на противодействие хищениям денежных средств с банковских счетов. Он предусматривает двухдневный период охлаждения. В течение этого времени банк не переводит деньги на подозрительный счет, находящийся в базе данных Банка России. О подозрительной операции банк уведомляет человека. За это время граждане, которые находятся под влиянием злоумышленников, могут одуматься и принять решение не подтверждать перевод.
Если банк все‑таки допустил перевод на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России, без выполнения дополнительных действий по защите клиента, он должен будет возместить пострадавшему переведенные мошеннику деньги в течение 30 календарных дней после получения заявления от жертвы обмана. Так, крупные банки ежемесячно охлаждают около 300 тысяч переводов.
Также банки должны приостанавливать переводы, имеющие признаки мошеннических операций. В этом случае надо предупредить клиента, что платеж может быть предназначен злоумышленникам. Но если человек подтверждает перевод, то банк исполнит его при отсутствии сведений о получателе денег в базе данных Банка России.
Кроме того, теперь банки обязаны отключать доступ к дистанционному обслуживанию клиентам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег.
Банк России постоянно проводит работу по блокировке номеров телефона, по которым мошенники проводят операции. За первый квартал этого года заблокировано 19000 номеров и 7000 страниц в Интернете и мессенджерах.
Но и это еще не все! С 1 сентября этого года получить деньги по кредиту или займу от 50 тысяч до 200 тысяч рублей можно будет только через 4 часа после заключения договора. Если сумма превышает этот порог, то средства перечислят не раньше чем через 48 часов. Закон, устанавливающий такой период охлаждения, приняла Госдума.
Период охлаждения не будет устанавливаться для кредитов и займов до 50 тыс. рублей, а также для ипотечных и образовательных кредитов, автокредитов (при условии, что деньги зачисляются сразу на счет автодилера), кредитов на рефинансирование ранее взятых обязательств, если это не приведет к увеличению их размера.
Покупка товаров (услуг) в кредит без периода охлаждения станет возможной только при личном присутствии потребителя в магазине или организации. Отсрочка также не коснется кредитов и займов, если обязательство по договору принимают несколько созаемщиков или у заемщика есть поручители.
Банк России сможет изменять параметры периода охлаждения с учетом эффективности мер, которые принимает кредитная организация для противодействия мошенничеству, — для добросовестных банков срок охлаждения может быть сокращен.
Бесплатный сыр — только в мышеловке
«Каждое второе и третье преступление в нашем регионе совершается в сети Интернет с использованием средств мобильной связи, — говорит старший уполномоченный полиции УМВД России по Пензенской области Евгений Нуштакин. — Чаще всего мошенники создают фейковые интернетстраницы для инвестирования в различные проекты. Они размещают рекламу о доступных акциях нефтедобывающих компаний, потом общаются в различных мессенджерах. Ну а для того, чтобы вывести деньги, просят заплатить налог, вынуждают брать кредиты и т. д.
Второй по популярности способ — это продажа товаров на площадках бесплатных объявлений. Мошенник пишет, что хочет купить товар, и для перевода денег запрашивает не только номер карты, но и код, якобы необходимый для подтверждения перевода.
Третий распространенный способ — взлом аккаунта в соцсетях, после чего от граждан требуют перевести деньги, а также используют все личные данные или размещают пост о тяжелой болезни ребенка или родственника с просьбой перевести деньги».
Популярен сегодня и такой способ развода: звонит незнакомец и говорит, что по ошибке прислал вам, к примеру, 30000 рублей. После чего просит отправить эти деньги ему по номеру карты, который он готов продиктовать.
Если на ваш счет неожиданно упала некая сумма и вы не понимаете, кто и зачем отправил эти деньги, не спешите радоваться внезапному обогащению. Это может быть переводом по ошибке, но, вероятнее всего, это дело рук мошенников.
Когда кто‑то звонит вам с незнакомого номера и требует переслать полученные деньги на карту, не вступайте в переговоры. Обратитесь в свой банк и попросите отправить перевод обратно по тем же реквизитам, с которых он к вам поступил. Оставлять деньги у себя или самостоятельно их куда‑то переправлять опасно!
Если вы все же стали жертвой мошенников, немедленно заблокируйте карту. В течение суток необходимо написать заявление в банк о несогласии с операцией и взять выписку по счету, а следом отправиться в полицию и сообщить о мошеннических действиях».
Динара Ефимова
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.