«Возьмите щеночка! Смотрите, какие у него лапы большие, глазки умные! Хорошим сторожем вырастет», — пожилая женщина на блошином рынке протягивала в ладонях серого собачьего малыша. Рядом в коробке копошились еще два пушистика. А люди шли мимо — никому не нужны были эти маленькие дворняги…

«Вот, подкинули прямо к подъезду коробку, — посетовала пенсионерка. — Я их сначала молоком поила, потом кашку стала варить. Уже неделю у меня живут. Может, здесь, на базаре, кто-нибудь возьмет дом сторожить».
Когда я, обойдя ряды, возвращалась обратно, женщины уже не было. Должно быть, все же нашлись желающие взять беспородную собаку в дом или на подворье — кому-то понадобился сторож, а кому-то живая душа рядом.
Между прочим, в США 2 декабря — национальный День беспородной собаки. А 31 июля такой же праздник отмечается во всем мире. Вот только сами дворняги об этом не знают.
У моих друзей на подворье частного дома живут четыре беспородные собаки. У каждой из них своя судьба, но во многом они схожи: одну оставили в опустевшем дворе переехавшие хозяева, другую подобрали в стадии крайнего истощения, третью щенком подбросили к местному магазину, четвертую попросили подержать недельку и «забыли» забрать обратно. В общем, нерадостно складывалась их жизнь. Зато теперь, когда я хлопаю калиткой, вся стая несется ко мне с лаем. Причем интонация собачьих голосов меняется с каждой секундой — от грозного «Кто там? От кого защитить дом и двор?» до умильного «Ой, кто к нам пришел! Как мы тебе рады!» Они растягивают черные губы в улыбках, метут хвостами и, отталкивая друг друга, требуют немедленно потрепать их по ушам.
В последнее десятилетие собак «дворянской» породы все чаще можно увидеть не только в сельской местности, но и на городских улицах рядом с хозяевами. Только в моем небольшом районе хрущевских пятиэтажек в старом центре Пензы нашли стол и кров Джой, Адель, Том, Дарина, Бася, Мила, Гарик… Да что говорить, если уже почти десять лет у меня живет беспородный пес Чак, которого я щенком забрала у местных бомжей.
Эти двортерьеры ничуть не уступают породистым сородичам — в щенячьем возрасте точно так же с восторгом приносят хозяевам мячики и пуллеры, в более зрелом — важно шагают у ноги на поводке.
И эта тенденция не может не радовать: люди стали понимать, что любовь и преданность собаки зависят не столько от внешности, сколько от заботы и внимания, которые подарит ей хозяин.
Знаю не понаслышке: воспитать дворнягу труднее, чем породистого пса, чьи предки веками служили человеку и исполняли определенные функции. Дворняги поколениями живут под открытым небом, зубами отстаивая свое право на жизнь и самостоятельно принимая решения. Они могут быть пугливыми («Лучше убежать от опасности, чем подвергаться риску»), своевольными («Я сам знаю, что мне делать!»), упрямыми («Почему я должен тебя слушаться, если мне это совсем не нравится?»). Но, если найти ключик к сердцу такого животного, оно весь свой собачий век будет вашим самым преданным другом.
Ольга ТЕРЕХИНА.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
