17 декабря прошло традиционное шествие Дедов Морозов и прочих сказочных персонажей по улице Московской от Фонтанной площади до площади Ленина. Глава Гильдии Дедов Морозов Алексей Лапин огоньки от главной елки Пензы передал представителям всех районов области. И в каждом райцентре вскоре зажглись свои елки.

А в рядах шествующих был и один из старейших сказочных дедушек Пензы — Валерий Кочетков, он же Дед Мороз Пурга. С удовольствием он распевал вместе со всеми новогодние песни, угощал маленьких пензяков конфетами, а также поучаствовал в открытии Домика Деда Мороза. Пурга и стал гостем нашего новогоднего номера.
— Валерий Николаевич, помните свой первый выход в костюме Деда Мороза?
— А ведь в этом году у меня юбилей — 50 лет, как я первый раз дедморозил. Учился я тогда в 10 классе 51-й школы. Наш физрук после десяти елок подряд просто упал обессиленным на маты, и я как заместитель секретаря комсомольской организации школы, как активный кавээнщик, а также участник студии Евгения Хайрутдинова — создателя первой в СССР Гильдии Дедов Морозов — вынужден был его подменить. Так что последние две елки пришлось дедморозить. Но вроде бы всем понравилось, как я отработал.
— А сколько уже лет Гильдии?
— Гильдия образовалась на базе агитационного театра в ДК им. Кирова 61 год назад. А я стал ее членом в олимпийском 1980 году. После армии меня четыре года, можно сказать, проверяли, прежде чем принять в ряды новогодней организации. Еще один юбилей, получается, 45 лет я состою в Гильдии. Когда меня туда приняли, я сразу стал вносить разные рацпредложения, как сейчас говорится — «нанотехнологии», и основатель Гильдии Евгений Андреевич Хайрутдинов всегда говорил: «Ну вот, молодой запуржил!» И на очередном симпозиуме Дедов Морозов мне присвоили сценическое имя Пурга!
Нашими Дедами Морозами даже как-то заинтересовались в Российских железных дорогах. Предложили членам Гильдии в новогодние праздники кататься в специальном вагоне по городам Поволжья, поздравлять на вокзалах людей. Позже к нам присоединились Деды Морозы из Великого Устюга, и мы вместе поздравляли жителей Саранска, Рузаевки, Самары, Кинели, других городов Поволжья с Новым годом.
А 40 лет назад — это уже третий юбилей — я организовал в Пензе школу Снегурочек. В 1985 году профсоюзы выделили деньги на организацию новогодних праздников в школах и детских садах — на елки и подарки. Я был в то время директором студенческого клуба пединститута и училища культуры. Режиссером у нас была педагог, заслуженный работник культуры Галина Аркадьевна Стрельцова. Студенты «кулька» и нашего пединститута создали 30 бригад. И мы делали целые представления. Так продолжалось два года, потом деньги у профсоюзов закончились, но было принято решение школу Снегурочек оставить. И я ей руковожу по сей день. Снегурочки не должны перепутать детский утренник с корпоративной вечеринкой, знать 20 разнообразных новогодних загадок, 5 песен и как минимум 15 танцев. А еще они должны знать правила украшения елки.
— Чем советские Деды Морозы отличались от современных?
— В то время некоторые Деды Морозы позволяли себе выходить морозить в черных брюках под шубой и черных ботинках. Сейчас у современных Дедов Морозов костюм полный. И вообще требования к программе стали более серьезными. В первую очередь со стороны жителей и Пензы, и других городов России. И тем более в детских садах и школах утренник должен быть качественным. В ресторанах и на корпоративы мы вообще проходим кастинги.
— Какие елки были для вас самыми сложными?
— В детских домах, их в Пензе было три. Со Снегурочкой заходишь в зал, и тут детишки к тебе подбегают с криком: «Папа, папа!», обнимают, и ты не можешь сдержать слез. Проводили еще утренники и в детском отделении областного онкологического диспансера. Веселим со Снегуркой ребятишек, а у самих ком в горле.
Еще были сложные елки во время перестройки. Года два подряд милиции было дано негласное указание в новогоднюю ночь не трогать празднующих, и те, несмотря на все сухие законы, приходили пьяными толпами на площадь Ленина, кидали пустые бутылки в памятник Ленину, пытались содрать с Дедов Морозов бороды, снять с них костюмы, полапать Снегурочек. Даже опрокидывали на бок милицейский УАЗ. И ничего им за это не было.
— А забавные случаи бывали?
— На одном корпоративе жена генерального директора заставила мужа лезть на стульчик и читать оттуда стихотворение. Вот только мальчик великовозрастный весил под два центнера, и, когда он забрался на стул, у того попросту подломились ножки. Директор рухнул, да так неудачно, что пришлось вызывать скорую помощь. Это скорее трагикомическая история. Хорошо, что остался живым.
Вообще в 90-е над нами любили не слишком умно подшутить. Вызывают как бы к детишкам, приезжаем со Снегурочкой, а этим детишкам уже под тридцать. Хорошенькие уже, стоят, ржут, весело им. В бани приглашали, в бассейны… Приходилось объяснять, что мы Деды Морозы, а не Нептуны. Сейчас все куда культурнее, приятно работать.
— Что могли бы пожелать нашим читателям в новом году?
— Желаю читателям еженедельника «Пенза плюс ТВ» удачи в 2026-м и хорошего настроения! И чтобы в каждой пензенской семье были мир, спокойствие и достаток!
Яков БЕЛКИН
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
