Почему в наше время люди до сих пор умирают от пневмонии? Как лечить бронхиальную астму? Каковы могут быть последствия коронавируса? Какой основной фактор появления рака легких? Эти и другие вопросы мы обсудили с главным внештатным специалистом-пульмонологом Министерства здравоохранения Пензенской области, врачом-пульмонологом пульмонологического отделения ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница им. Н. Н. Бурденко» Еленой Демчук.
— Елена Анатольевна, что побудило вас выбрать эту профессию?
— С малых лет хотела стать врачом. Многие дети боятся врачей, а мне, наоборот, нравилось их посещать, общаться с ними, они казались мне необыкновенно красивыми людьми. Это была своего рода любовь с первого взгляда.
Уже в школе я утвердилась во мнении, что мне нравится эта профессия, хотя я имела лишь поверхностное понимание того, чем занимается врач. Он лечит, профилактирует болезни, объясняет, какие привычки по жизни следует вырабатывать для того, чтобы оставаться здоровым.
Я окончила терапевтический факультет медицинского института. В ординатуре попала в пульмонологическое отделение областной клинической больницы имени Бурденко, оказалась в замечательном коллективе. И поняла, что пульмонология — мое призвание. Ну и осознание того, что ты кому‑то помогаешь, служишь чему‑то светлому, доставляет удовольствие от работы.
— С какими заболеваниями легких чаще всего приходится сталкиваться?
— Если брать наше отделение, то больше всего пациентов с бронхиальной астмой. Количество пациентов с этим заболеванием растет год от года. Это может быть связано с тем, что большую часть — порядка 70 % согласно мировой статистике — составляет бронхиальная астма аллергического генеза. Понятно, что, если у нас людей с аллергией больше, то количество аллергенов тоже становится больше в связи с развитием промышленности и сельского хозяйства.
— А можно ли бронхиальную астму вылечить?
— Вылечить, конечно, нельзя, как и любую хроническую болезнь. Но с 1986 года подход к лечению этого заболевания во всем мире одинаковый. Мы назначаем препараты, которые приводят к тому, что человек на долгие годы сохраняет здоровье — функцию легких. Пациенты используют препараты, содержащие ингаляционные глюкокортикостероиды в комбинации с длительно действующими бронхолитиками, в качестве базисных противовоспалительных средств. И пациентов с астматическим статусом, то есть жизнеугрожающим обострением астмы, стало гораздо меньше.
Возвращаясь к списку часто встречающихся заболеваний, можно отметить такие патологии, как хронический бронхит и хроническая обструктивная болезнь легких.
— Можете популярно объяснить, что собой представляет обструкция дыхательных путей?
— Если коротко — это сужение дыхательных путей. Какая основная функция легких? Доставить кислород в кровь и вывести углекислый газ. При хронической обструктивной болезни легких нарушается газообмен и развивается дыхательная недостаточность, что может привести к летальному исходу. Порой даже искусственная вентиляция легких не способна спасти человека в этой ситуации.
— И какой здесь выход?
— В идеале трансплантация легких. Пока централизованно такую операцию проводят только в московских центрах трансплантологии. Сейчас в Пензе есть один пациент, которого мы направляли в Москву, ему два года назад сделали пересадку легких. А вообще, донора можно ждать годами. И человек все это время должен жить в Москве, рядом с институтом, чтобы в любой момент быть готовым к трансплантации легких. Понятно, что все это довольно затратно, но когда на кону стоит жизнь…
— Среди причин ухода из жизни наших сограждан по‑прежнему значится пневмония. Почему, несмотря на прогресс медицины, эту болезнь никак не удается победить?
— Чаще всего это либо вирусная пневмония, либо бактериальная. Соответственно, мы назначаем либо противовирусные препараты, либо антибактериальные. Главное — вовремя поставить диагноз, определить тактику лечения и правильно выбрать препараты. Летальные случаи бывают, когда, например, пациент поздно обратился за медицинской помощью, занимался самолечением.
Кроме того, назначаемые препараты должны быть высокоэффективными. Но, так как у нас иногда бесконтрольно используют те же антибиотики, устойчивость бактерий к ним растет. И как следствие — тяжелое течение болезни вплоть до летального исхода.
— Насколько сложнее было работать во время эпидемии коронавируса?
— Понятно, что больше было противовирусной работы, плюс работа, связанная с лечением осложнений после COVID-19. А это обычно вирусная пневмония, смертность от которой была достаточно высокой.
— Каковы могут быть последствия COVID-19?
— В легких могут оставаться фиброзные изменения. Однако спустя несколько месяцев эти изменения, как правило, уходят. У меньшего количества пациентов, находившихся на ИВЛ, которым проводили экстракорпоральную оксигенацию, у кого был COVID-19 плюс бактериальная пневмония, может остаться фиброз надолго. Если участки фиброза небольшие, они не повлияют на жизнь. А обширный процесс может привести к дыхательной недостаточности.
Специфического лечения фиброза не существует. Мы назначаем в некоторых случаях антифибротические препараты, при хронической дыхательной недостаточности, когда сатурация кислорода менее 88 %, назначаем пожизненную кислородную терапию в домашних условиях. Необходимо бросить курить, заниматься лечебной и дыхательной физкультурой для улучшения вентиляции легких, своевременно лечить сопутствующие заболевания.
Также необходимо избегать респираторных заболеваний, которые могут усугубить состояние. Требуется ежегодная вакцинация от гриппа и раз в 5 лет (или один раз на всю жизнь) прививка от пневмококковой инфекции, которая является наиболее частой причиной внебольничной пневмонии.
— Насколько велик риск у курильщика получить рак легких?
— Курение является основным фактором развития рака легких. По разным оценкам, с ним связано от 70 до 95 % случаев заболевания. Риск зависит от нескольких факторов: количества выкуриваемых сигарет, стажа курения и возраста начала курения. Чем больше курим — тем выше риск получить онкологию.
Выкуривающий даже менее 3 пачек в месяц имеет риск заболеть в 3 раза выше по сравнению с некурящим. И в целом смертность от рака легких среди курильщиков в 15—30 раз выше, чем среди некурящих, также заболевших раком легких. То есть лечение для курильщиков окажется, скорее всего, малоэффективным.
И, говоря о возрасте, если человек начал курить до 15 лет, то у него высокий риск развития рака легких примерно к 40 годам. Отказ от курения в молодом возрасте значительно снижает вероятность заболевания.
— Сегодняшняя медицина становится очень технологичной. Пульмонология не исключение?
— Конечно, и, во‑первых, это генно-инженерная биологическая терапия, когда препаратами надежно блокируют проявления болезней. Таких, как бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких, муковисцидоз…
— Как часто нужно проходить рентгенологическое обследование легких в профилактических целях?
— У нас все население проходит диспансеризацию, в рамках которой обязательно раз в год делается флюорография. Если человек курит, если ему больше 40 лет и у него имеются хронические болезни легких, нужно проходить рентгенологическое обследование два раза в год в двух проекциях. Это поможет выявить онкологию на ранней стадии.
— Когда стоит обращаться к пульмонологу?
— Направление к пульмонологу пациенты обычно получают от терапевта или врача общей практики после исключения других заболеваний. Многие болезни могут сопровождаться клинической картиной, схожей с легочной патологией, но не требовать консультации пульмонолога. Так, кашель часто выявляется при гриппе, фарингите, ларингите, лечением которых занимается терапевт.
Пульмонолог должен осмотреть пациента, если его кашель характеризуется следующими свойствами: сухой надсадный кашель с присоединением признаков дыхательной недостаточности; хронический продуктивный или непродуктивный кашель; в мокроте обнаруживаются примеси гноя, прожилки крови; острый болевой синдром в грудной клетке, усиливающийся при дыхании, с признаками нарастающей ДН (дыхательной недостаточности. — Прим. ред.); присоединение субфебрильной, фебрильной лихорадки, одышки, потливости, слабости; резкое затруднение вдоха-выдоха при действии различных раздражителей.
Общий совет — не нужно затягивать с визитом к врачу. Иногда на кону может оказаться ваша жизнь.
Яков БЕЛКИН
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
