Где пенсионерам искать налоговые уведомления

Жители Пензенской области стали получать налоговые уведомления. Многим их прислали в электронном виде в личный кабинет на портале «Госуслуги».

По этим уведомлениям пензяки должны до 1 декабря 2026 года оплатить транспортный и земельный налоги, а также налоги на имущество и на доходы физических лиц за 2025 год.

Что нового в этих платежных документах, разобрался «МЛ». Информация касается прежде всего пенсионеров, которые привыкли получать налоговые уведомления по почте. Сейчас, чтобы это произошло, нужно будет приложить усилия.

Старт рассылки

«Стартовала массовая рассылка налоговых уведомлений для уплаты физическими лицами транспортного и земельного налогов, налога на имущество, а также НДФЛ за 2025 год, — сообщили в Министерстве госимущества Пензенской области. — До 10 октября Федеральная налоговая служба России планирует направить 69,9 миллиона уведомлений.

Более 90 процентов — в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика и личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг тем, кто имеет доступ к этим сервисам и зарегистрирован на портале. Остальным налогоплательщикам — по почте заказными письмами».

Общий объем начисленных налогов на имущество по всей стране во всех уведомлениях составил 452,8 миллиарда рублей. Это на 10 процентов больше, чем в 2025 году.

В управлении ФНС по Пензенской области напоминают, что уведомления не направляются в нескольких случаях. Во-первых, если сумма налога к уплате не превышает 300 рублей. Такие документы присылают раз в три года. Во-вторых, если лица полностью освобождены от уплаты налогов при наличии соответствующих льгот.

Куда пришлют документ

С 1 августа 2026 года не нужно давать согласие, чтобы получать налоговые уведомления на портале «Госуслуги». Рассылка идет автоматически.

Если же гражданин хочет отказаться от получения налоговых уведомлений на «Госуслугах», он должен написать соответствующее заявление на портале, и тогда документ будет поступать только в личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы или заказным письмом по почте. Поменять свое решение можно в любое время, подав согласие на получение уведомлений или отказ от них на «Госуслугах».

«Чтобы проверить, подавался ли отказ ранее, нужно перейти в раздел «Доходы и налоги» в личном кабинете, — говорится на портале «Госуслуги». — Если отказ был, то там будет предложение подключить получение уведомлений. Если отказа не было, в карточке «Налоговые уведомления» будет статус «Вы получаете уведомления от ФНС».

Чтобы отказаться от получения уведомлений на «Госуслугах», нужно сделать следующее:

  • перейти в раздел «Доходы и налоги». Нажать на карточку с уведомлением «К заявлению»;
  • проверить предзаполненные данные и отправить документ на подписание в «Госключ»;
  • зайти в приложение «Госключ» и подписать отказ. Услуга доставки налоговых уведомлений будет отключена в течение 3 календарных дней с даты отправки отказа в ФНС.

Налоговое уведомление направят заказным письмом по почте только в том случае, если у налогоплательщика нет личного кабинета на сайте ФНС или он отказался от получения налоговых уведомлений на портале «Госуслуги».

«Если у гражданина не указан адрес в ЕГРН, налоговое уведомление направят по адресу одного из объектов недвижимости, которые ему принадлежат, кроме земельного участка», — предупреждает портал «Госуслуги».

Виды налогов

В уведомлении указано несколько видов налогов. Так, налог на имущество будет указан в уведомлении, если у вас в собственности есть жилая или нежилая недвижимость, например дом, квартира, гараж. Налоговый орган рассчитывает налог исходя из кадастровой стоимости имущества.

Земельный налог — если у вас в собственности или пользовании есть земельный участок. Налоговый орган рассчитывает налог исходя из кадастровой стоимости участка.

Транспортный налог будет указан, если на вас зарегистрировано транспортное средство, например легковой или грузовой автомобиль, мотоцикл, катер. Он рассчитывается исходя из мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) будет указан в уведомлении только в том случае, если он не был удержан при получении дохода. В эту часть уведомления в том числе входит налог на доходы по вкладам за 2025 год.

«Раздел по налогу на доходы физических лиц, — сообщают в Министерстве госимущества Пензенской области, — содержит единый расчет НДФЛ по всем основаниям, начиная с налогового периода 2025 года. Визуализация — единый расчет НДФЛ по всем источникам доходов с распределением по группам прогрессивной шкалы ставок».

Инструктаж по ЕНС

Жители всей страны должны оплатить налоги за 2025 год до 1 декабря 2026 года. Исключение есть только для налогоплательщиков на отдельных территориях Курской области: для них срок уплаты продлен на 12 месяцев в соответствии с постановлениями Правительства РФ.

Если не оплатить налоги вовремя, на едином налоговом счете образуется задолженность, на которую ежедневно будут начисляться пени.

«Единый налоговый счет (ЕНС) — способ учета начисленных и оплаченных налогов и взносов, — сообщает портал «Госуслуги». — Он открыт для каждого налогоплательщика. Деньги на ЕНС вносятся единым налоговым платежом (ЕНП). Поступившая сумма распределяется между налоговыми обязательствами налогоплательщика».

На таком счете учитываются:

  • налоги на недвижимость, землю, транспорт, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) за отчетный период;
  • задолженность за прошлые периоды;
  • штрафы и пени;
  • переплата.

Чтобы проверить баланс единого налогового счета, нужно:

  • войти в личный кабинет на сайте ФНС, используя логин и пароль от «Госуслуг»;
  • перейти в раздел «Налоги» и нажать «Пополнить баланс»;
  • ознакомиться с балансом.

Чтобы пополнить баланс ЕНС, нужно:

  • в личном кабинете на сайте ФНС перейти в раздел «Налоги» и нажать «Пополнить баланс»;
  • если вы просрочили оплату налогов и у вас образовалась задолженность, тогда в личном кабинете на «Госуслугах» нужно нажать «Общая задолженность по налоговому счету» и «Пополнить».

Наталья Фомичева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.