На вопросы читателей «Молодого ленинца» отвечает пензенский транспортный прокурор Сергей Гусев.
* * *
— Недавно РПЦ, а за ней и все ветви власти обратили внимание на, скажем очень мягко, некрасивое поведение части гастарбайтеров. И наконец‑то начались далеко не единичные депортации нарушителей законодательства РФ. Задействована ли как‑то в этом процессе транспортная прокуратура?
— Начнем с того, что транспортная полиция и прокуратура были задействованы в операции «Нелегал» по выявлению лиц, незаконно проживающих и работающих в нашем регионе. Таковых на объектах транспорта и его инфраструктуры выявлено несколько человек.
Двое из них пытались дать взятки сотрудникам полиции. По обоим случаям возбуждены уголовные дела. А еще ряд мигрантов задержаны за приобретение, хранение и использование наркотических средств в личных целях. У одного из выходцев из стран Средней Азии было изъято около 100 граммов героина. Всего же в сфере незаконного оборота наркосодержащих средств — в основном синтетических — мигрантами совершено более 100 преступлений.
У всех гастарбайтеров есть дебетовые карты для перевода денег. Так что штрафы снимаются с них. А если на карте нет денег, нарушители закона звонят родственникам, которые и перечисляют необходимую сумму.
Что касается депортации, то дело обстоит так: по решению суда задержанные нелегалы содержатся в Ишиме в пункте временной изоляции под контролем сотрудников УФСИН. Если против кого‑то из них возбуждено уголовное дело, то, пока идет следствие, они находятся там же. А после вынесения приговора нарушителей выдворяют с территории РФ все те же сотрудники УФСИН.
* * *
— Как в этом году в Пензе прошла навигация?
— За период навигации на водном транспорте никаких нарушений зафиксировано не было. На воде у нас в этом сезоне зарегистрировано 1999 судовладельцев. Плюс 5 речных трамвайчиков. Два наплавных моста, три базы стоянки маломерных судов (Пески, район ул. Чаадаева и Сурское водохранилище), две штрафстоянки для нарушителей. Последних в уходящем году не выявлено.
* * *
— СМИ часто сообщают о задержании лиц, завербованных украинскими спецслужбами для совершения терактов и диверсий на территории России. В том числе и на железнодорожном транспорте. Что с этим у нас?
— В декабре в областном суде начались слушания по делу о поджоге на железной дороге релейных шкафов. Обвинение по статье 281 ч. 2 УК РФ предъявлено четверым местным жителям, один из которых несовершеннолетний. За прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненного лишения свободы.
— А какие еще преступления совершаются в зоне ответственности транспортной прокуратуры?
— Хочу отметить, что общий уровень преступности по сравнению с прошлым годом снизился на 7 %. Из поездов по‑прежнему воруют личное имущество: деньги и гаджеты. Хищений же грузов из товарных составов не совершалось. Правда, бывает, что сами работники железной дороги сливают дизтопливо и крадут металл. По большей части такие преступления совершаются на районных узлах железной дороги.
Уменьшилось количество звонков о терроризме. В уходящем году таковых было всего два. Вероятно, сказалось, что вокзал Пенза I оборудован 137 камерами.
Еще одно направление нашей работы — защита прав пассажиров. Здесь за неполный год выявлено почти 700 нарушений. Это и короткие остановочные платформы, и отсутствие павильонов, и неудобство для маломобильных групп населения. Когда на линии Земетчино — Марсово заработал современный, более скоростной состав, железнодорожники почему‑то изменили расписание и пассажиры уже не успевали к автобусу. Мы вмешались и вернули прежнее время.
Если в новых пригородных «Орланах» есть и бегущая строка, и звуковое оповещение об остановках, то в старых составах «текста» нет, а слабослышащие объявлений не слышат. По нашему предложению в них разместили расписание со временем остановки на каждой станции.
И еще. Ряд ведомств не принимают анонимные заявления граждан. Но у нас не так. Если пришла анонимка о каких‑либо нарушениях или проблемах, наши сотрудники обязательно проведут проверку. И в депо, и на вокзале, и в аэропорту. А об ее результатах и мерах прокурорского реагирования доложат на общем собрании коллектива.
* * *
— Почему люди продолжают год за годом гибнуть на железной дороге?
— Если в 2022 году таковых было семеро, то в нынешнем пострадавших уже девять, правда, погибших пятеро. Причина одна: наши земляки переходят пути в неустановленном месте. И это несмотря на то, что профилактике транспортная прокуратура уделяет особое внимание. Во всех учебных заведениях проводятся беседы, показываются фильмы, раздаются памятки. За переход железной дороги в неположенном месте штраф увеличен со 100 до 500 рублей.
Правительство Пензенской области и Куйбышевская железная дорога заключили соглашение об оборудовании железнодорожных переходов световой и звуковой сигнализацией и другим необходимым для безопасности людей оборудованием. Один такой полностью оборудованный переход стоит порядка 10 миллионов рублей.
Теперь об автомобильных переездах. За предприятиями Пензенской, Кузнецкой и Моршанской дистанций КБШ ЖД таковых 78, за Волгауралтрансом — 14. В текущем году на них не зафиксировано ни одного ДТП.
Хотя проблема остается насущной. Только на перегоне Пенза IV — Грабово насчитывается 11 переездов! Необходимо строить объездную шоссейную дорогу, но все упирается в финансирование. Так что пока будем продолжать установку средств фотовидеофиксации на автопереездах.
* * *
— Насколько сегодня безопасен воздушный транспорт? Как в этом плане выглядит Пензенский аэропорт?
— Ни одного происшествия на магистральных авиасудах в 2023 году не зафиксировано. А вот аэропорт необходимо развивать. Его пропускная способность 100 человек. Здесь мы отстали от других лет на 60. Хотя в этом году перевезено уже более 300000 пассажиров. Кстати, в советские времена этот показатель достигал полумиллиона.
Аэропорт дотационный. В Федеральную программу по развитию аэропортов Пенза пока не попала. Но возможен другой вариант — государственночастное партнерство. И имущество нашего порта уже включено в прогнозный план на следующие годы. Но все это случится только после акционирования этого объекта воздушного транспорта.
Касаемо малой авиции: в сентябре в Пензенском районе разбился самолет «Бекас» и погиб пилот этой машины. Летчикновичок не сделал предварительного облета территории и задел линию ЛЭП. Прямая ошибка пилотирования. К тому же это воздушное судно было без номеров. Скорее всего, таким образом авиатор просто хотел уйти от уплаты налогов.
На аэродроме ДОСААФ Сосновка базируются семь частных воздушных судов. Все документы и техника в надлежащем порядке. Напомню, что в этом году здесь отмечали 100‑летие пензенского аэроклуба и на юбилей прилетали машины из других регионов. Военные — ДОСААФ входит в структуру МО РФ — и транспортная прокуратура держали ситуацию под контролем. Праздничные мероприятия прошли отлично.
И немного о беспилотниках. Дроны сегодня — это как рыбацкие сети. Купить можно — ловить нельзя. Любой беспилотник массой более 150 граммов необходимо регистрировать в Самаре с договором куплипродажи, страховкой и прочим. А далее обучение…
В 2023 году нами зафиксировано около 10 фактов использования незарегистрированных беспилотников. В этом случае на граждан налагаются штрафы от 20000 до 50000 рублей.
Владимир Вержбовский