За плечами одной из ведущих актрис Пензенского драматического театра Лидии Стахановой десятки ролей. Мама Валентины в постановке «Валентин и Валентина», Татьяна в «Мужчине к празднику», Михевна в «Последней жертве», леди Монтекки в «Ромео и Джульетте», Софья Андреевна в «Хорошей». А в прошлом году в ее репертуаре появилась новая роль — Волшебница в спектакле «Однажды в учреждении» по пьесе Евгения Шварца в постановке талантливого столичного режиссера Евгении Тодоровой. Ей вообще везет на пьесы Шварца, например, дипломная работа была по пьесе «Дракон» (роль Эльзы), первая роль в театре — в его же пьесе «Снежная королева» (Герда).
— Лидия Аркадьевна, когда поняли, что сцена — ваше призвание?
— Я вообще росла артистичной девочкой, постоянно и везде пела, родителям даже советовали отдать меня в музыкальную школу. Кстати, рисовать я тоже любила. А в средних классах пришла в саратовский Дворец пионеров и стала заниматься классическим танцем. И в том же Дворце пионеров после шестого класса пришла на конкурс в театральную студию «Молодая гвардия», которой руководила прекрасная актриса Наталья Иосифовна Сухостав, в свое время из-за травмы оставившая сцену. Достаточно сказать, что среди ее учеников когда-то были Олег Табаков и Владимир Конкин. Наш художественный руководитель Сергей Казаков также ее воспитанник. Заниматься речью и тем более играть в спектаклях нашей студии было для меня наивысшим наслаждением. Так что с выбором профессии я определилась как раз в то время.
— А почему выбрали не театральный институт Саратовской консерватории, а Воронежский институт искусств?
— Тогда, в 1981 году, это был еще не театральный институт, а театральное училище имени Слонова. Я же мечтала учиться в институте. Если и поступать в училище, то только к хорошему педагогу. Например, к руководителю любимого саратовского ТЮЗа и преподавателю училища Юрию Петровичу Киселеву. К нему бы я пошла, но в тот год неизвестно было, кто именно набирает курс, да еще и вступительные экзамены одновременно с воронежским институтом, хотя всегда были на месяц раньше. Так что решила не испытывать судьбу и с подругой отправилась в Воронеж поступать на курс к известному в то время режиссеру и педагогу Владимиру Васильевичу Бугрову. Подруга не смогла поступить, а у меня получилось.
— А в Пензенском драматическом как оказались?
— Сначала я работала в Воронежском театре юного зрителя, затем в Пензенском ТЮЗе. А в 1996 году художественный руководитель драмтеатра Виктор Огарев увидел меня в спектакле «Смерть Ван Халена», у меня там была большая роль. Увидел и пригласил в труппу драматического театра. А тут еще уехал режиссер, ТЮЗ распадается, так что отказываться от такого предложения было бы глупо.
— Наверняка в вашей театральной биографии случались разного рода казусы…
— Столько всего было, что все и не вспомнишь. Немало было казусов, связанных с травмами, понятно, что веселого тут мало… А что-то кажется забавным уже какое-то время спустя, когда заново переживаешь случившееся. Как-то в «Ревизоре» я участвовала в балетной группе, все дамы нарядные, в бальных платьях, а в танцах много прыжков. И буквально в самом начале моего появления на сцене я делаю прыжок… и наступаю на подол своего же кринолинового платья. Слышу, как сзади на поясе что-то рвется. Первая мысль — оторвалась пуговица на нижней юбке. Чтобы ее не потерять, зажимаю юбку рукой. Со сцены не уйти, и приходится все полтора часа кружиться в вальсе и мазурке, придерживая пояс за спиной. А чтобы зрителю не было заметно, каждый раз пытаюсь это как-то обыграть, не поворачиваясь к залу спиной. Самое смешное было потом, когда спектакль закончился и я поспешила к костюмерам. Они осмотрели пояс и заявили, что все в порядке, ничего не оторвалось и не порвалось. Смеялись все, кроме меня.
— Ваша дочь Екатерина Васильева пошла по вашим стопам, окончила ВТУ имени Щепкина и уже 13 лет играет в известном московском театре «У Никитских ворот». А никогда не возникало мысли тоже попробовать свои силы в каком-нибудь столичном театре?
— Меня такие мысли посещали еще до того, как Огарев пригласил меня в драмтеатр. А потом как-то все устроилось, и я поняла, что мне и здесь хорошо. Мне кажется, что в Москву нужно уезжать молодым, пока не успел пустить корни. А я свои здесь уже, наверное, пустила.
— Чем любите занимать свободное время?
— Тут я не буду, пожалуй, оригинальна. Книги, фильмы — желательно психологические драмы, путешествия… А больше всего обожаю возиться со своими внуками, которых у меня двое. Правда, получается это по большей части только во время моих наездов в Москву, поэтому я вырываюсь в столицу при первой возможности.
Яков БЕЛКИН