Оказывается, у Дня святого Валентина, который широко празднуется в западных странах, славянские, языческие корни. По крайней мере, такое предположение существует в кругах историков и эзотериков. Мы поинтересовались у астропсихолога Николая Денисенко, действительно ли это так, и вот что выяснилось…
«Я слышал такую гипотезу, — соглашается Николай Николаевич. — И вижу в этом вопросе очень много интересных совпадений! Начнем с того, что если сопоставить юлианский и григорианский календари, то по времени День святого Валентина четко совпадает с Велесовыми днями, дата которых плавает между 11 и 17 февраля. Именно в это время наши предки чествовали одного из самых главных и мудрых богов славянского пантеона.
«Хозяин дикой природы, водчий на всех дорогах, господин путей, хозяин нави, властитель непознанного, посмертный судья и прижизненный испытатель; податель богатств, покровитель волшбы — вот далеко не полный перечень всех регалий Велеса, которыми наделял его народ. Считалось, что именно благодаря Велесу день сменяется ночью, за зимой неизбежно следуют весна, лето и осень, за выдохом — вдох, а за печалью — радость».
Но любопытно, что Велес заодно считался и защитником всех влюбленных, покровителем семейного счастья, познать которое ему самому, впрочем, так и не довелось…
«Образ Велеса сопровождает красивая, но очень грустная легенда, — поясняет Николай Николаевич. — Рассказывают, что встретил он молодую девушку по имени Ягиня и с первого взгляда понял, что это его судьба. Привез к себе домой, но мать рассердилась: «Хочешь назвать своей женой ту, что привез без моего благословения? Не бывать этому!»
Долго уговаривал Велес мать, наконец сыграли свадьбу. Потом пришлось Велесу уехать, а вернувшись, он не нашел любимой дома. Сестра, видя горе Велеса, призналась, что мать заманила Ягиню в баню, отхлестала ядовитыми вениками, а затем мертвую положила в дубовую колоду и пустила в море.
Велес разыскал супругу, но не смог ее оживить. Стал он горячо молить богиню Макошь о помощи, но та потребовала взамен другую жизнь. И Велес, не раздумывая, отдал свою. А когда Ягиня ожила, то сразу спросила: «Мы встретимся с ним?» Макошь пообещала: «Непременно. Просто будете в других телах, в разных обличьях. Но каждый раз, узнав друг друга, будете вместе».
Также Велеса почитали как отца Ярилы — бога весны и любви. А потому в этот день славяне проводили магические обряды на укрепление семей и их защиту. Женщины и девушки «ладовали» свою долю — произносили заговоры на улучшение своей внешности и судьбы. Замужние просили достатка и мира дому, здоровья семье и детям, незамужние привлекали заговором женихов.
А для мужчин Велесов день вообще был жизненно важен: любовь красивой достойной женщины считалась для воина оберегом в любой беде, в том числе и на ратном поле. Вспомните славянские сказки: поцелуй доброй красавицы мог даже оживить молодца. В деревнях верили, что любимого девушкой парня не забреют в рекруты. Еще одна любопытная версия: имя Валентин пришло вовсе не из латыни, а означает Велес, охраняющий тын (забор, частокол. — Прим. ред.), то есть дом. Пусть косвенно, но это тоже указывает на соседство, а то и совпадение двух праздников из разных культур!
Более того, если взглянуть на скандинавское язычество, то отголоски этой темы есть и там. В пантеоне языческих племен Европы существовал бог растительности, плодородия и перерождения Вале. И его на своих землях дети Одина приветствовали как раз в эти февральские дни на излете суровой зимы. Праздник посвящался победе света солнца над темными днями, в эти дни собирались семьями, обменивались подарками, а еще давали свадебные обеты и устраивали пиры в честь создания новых семей.
«Саму фигуру святого Валентина выдвинул в 494 году папа Геласий I, чтобы вытеснить из народной памяти римский праздник Луперкалии, — напоминает Николай Денисенко. — Но на самом деле День святого Валентина был введен для искоренения памяти о древнем языческом обряде выбирать с помощью жеребьевки (которая считалась волей богов) имена возлюбленных в праздник богини Юноны.
Кстати, церковь — не только православная, но и католическая — без восторга относится к празднику всех влюбленных. В костелах никаких особых праздничных богослужений в День святого Валентина не проводят, считая его празднование народной, а не церковной традицией. В церкви вообще отмечается память, то есть день мученической смерти, а не праздник святого.
Кстати, еще одно удивительное совпадение — 14 февраля католическая церковь отмечает и память святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян».
Агата Богданова