Нередко случаются ситуации, когда из‑за скачка напряжения выходит из строя бытовая техника. И в большинстве случаев это происходит не по вине потребителя. Кто должен компенсировать потери, «МЛ» рассказали специалисты управления Роспотребнадзора по Пензенской области.
Бывают разные причины скачков напряжения. Например, аварии на подстанции, в том числе замыкания на линиях электропередачи или импульсные скачки напряжения из‑за молнии. Перебои могут происходить из‑за обрывов или замыкания воздушной линии из‑за упавшего дерева или повреждения кабеля при копке траншей. К скачкам напряжения могут приводить отключение электроэнергии или перекос фаз.
«В этих случаях возместить ущерб должна снабжающая или другая ответственная организация, на балансе которой находится ваша электрическая линия или ее участок», — пояснили в Роспотребнадзоре.
Требования к качеству электрической энергии, которая подается в квартиры и дома, предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (постановление № 354 от 06.05.2011 года).
В них говорится, что напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (ГОСТ 32144—2014). «Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается», — установлено в правилах.
Потребитель имеет право потребовать возмещения ущерба. В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса РФ «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, при наличии доказательств причинения вреда имуществу, здоровью и т. п.».
На случай, когда бытовая техника перегорела из‑за перенапряжения, специалисты управления Роспотребнадзора по Пензенской области предлагают следующий алгоритм действий.
Первое — зафиксировать факт резкого скачка напряжения. Для этого нужно обратиться в круглосуточную аварийнодиспетчерскую службу. Затем следует подсчитать и подтвердить документально убытки, которые были причинены из‑за перегорания бытовой электротехники. Подтвердить материальные затраты можно с помощью чеков, счетов к оплате за ремонт и покупку запчастей. Их выдают ремонтные и торговые организации.
Второе — установить ответственное лицо и предъявить ему претензии о возмещении причиненных убытков в добровольном порядке. Помните, что исполнителем услуг по электроснабжению может быть как юридическое лицо независимо от организационноправовой формы, так и индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю указанную коммунальную услугу.
Третье — предъявить претензию. Если претензия будет отклонена полностью или частично либо организация не даст ответа в установленные сроки, гражданин имеет право подать иск в суд.
Наталья Фомичева