Эксперты говорят о том, что в России буксует мусорная реформа. Простые жители как выбрасывали свой мусор в контейнеры у подъездов, так и выбрасывают. Для них в этом плане мало что изменилось. Разве только выросла плата за вывоз отходов.
Буксующая реформа
Как сообщает «Парламентская газета», в этом году заканчивается срок действия нацпроекта «Экология» и федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», который входит в нацпроект. «Декабрь, когда придется подводить итоги пятилетней деятельности, не за горами, а многие проблемы до сих пор не решены, — пишет «ПП». — В стране не хватает мусорных контейнеров, специализированной техники, серьезный дефицит инфраструктуры по переработке ТКО, так и не построен ни один из пяти обещанных мусоросжигательных заводов. Зато взлетела плата за мусор, и зачастую она непрозрачна, а в лице региональных операторов вырастили нового монополиста».
Мусорная реформа стартовала в России в 2019 году. На нее выделили 93,7 миллиарда рублей. За эти деньги в том числе планировалось организовать раздельный сбор мусора и его переработку, построить мусороперерабатывающие заводы по стране, ликвидировать несанкционированные свалки и сократить мусорные полигоны. Предполагалось, что к 2030 году в стране будет перерабатываться 100 процентов отходов, а их вывоз на полигоны сократится в два раза.
«Если смотреть в разрезе территорий, то, например, в целевые показатели по захоронению ТКО укладываются меньше десятка регионов, — пишет «Парламентская газета», — а в ряде субъектов весь мусор как вывозили, так и вывозят на свалку. То же самое и с сортировкой. По факту меньше половины российских субъектов достигли контрольных цифр. Если уж контейнерные площадки с раздельным сбором стекла, пластика и бумаги есть не во всех районах Москвы, то что говорить о провинции!»
Потоки отходов
Проблемы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами обсуждались на заседании общественного совета при Министерстве ЖКХ и ГЗН Пензенской области. В его новый состав вошли 10 представителей общественности, в том числе главный редактор газеты «Молодой ленинец» Юлия Измайлова. Ситуацию с ТКО прокомментировал начальник управления благоустройства министерства Евгений Михалев.
«Схема потоков твердых коммунальных отходов меняется, — рассказал Евгений Викторович. — Региональные операторы будут вывозить их не на старые свалки, которые были созданы до 2000‑х годов, а на новый мусороперерабатывающий завод, который планируется построить. В связи с этим могут измениться и тарифные решения. Но пока мы не можем их рассчитать и озвучить, потому что они зависят от индекса роста потребительских цен».
Эти показатели на последующие тричетыре года пока не установлены. Но, по предположениям начальника управления, индекс будет варьироваться в пределах 6 процентов.
«Для оптимизации маршрутов транспорта будут созданы мусороперегрузочные станции, — продолжил Михалев. — Их будет шесть — в Сердобском, Кузнецком, Нижнеломовском, Каменском и Мокшанском районах».
Предполагается, что будет два «плеча» доставки отходов — малогабаритные мусоровозы доставят ТКО до мусороперегрузочных станций, оттуда большегрузные тонары увезут ТКО на мусороперерабатывающий завод.
410 тысяч тонн мусора
«Что касается завода (мусороперерабатывающего. — Прим. ред.), о котором говорилось несколько лет, была разработана проектносметная документация, — прокомментировал Евгений Викторович, — проведены все необходимые экспертизы, в том числе экологическая, экспертизы достоверности сметной стоимости завода, а также соответствия нормам и требованиям строительного направления».
Сейчас региональное Министерство ЖКХ прорабатывает вопрос с инвестором. Параллельно уточняются и изменяются технические характеристики завода. Если сейчас твердые коммунальные отходы распределены на полигонах по всей области, то в последующем вся масса ТКО — а это 410 тысяч тонн мусора в год, которые накапливаются в Пензенской области — будет поступать на один объект, мусороперерабатывающее предприятие. Планируется, что его построят около села Степановка Бессоновского района.
Проект территориальной схемы обращения с ТКО прошел публичные обсуждения. Он согласован с Минпромторгом РФ, Минприроды РФ и с Федеральной антимонопольной службой.
Завод за 3,4 миллиарда
«Стоимость строительства завода — 3,4 миллиарда рублей, — отметил чиновник от ЖКХ. — 15 процентов — это собственные деньги инвестора, остальное — заемные средства, которые инвестору выделяются по программе льготного кредитования Минпромторга России».
Предполагается, что частная организация построит завод, который станет собственностью Пензенской области. При этом вложенные инвестиции должны будут работать и ей вернуться, в том числе в виде инвестиционной составляющей в тарифе на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
«Главное, чтобы Пензенская область сдерживала аппетиты инвестора! Одно дело, если это будет долгосрочное возвращение средств, другое — когда инвестор захочет отбить маржинальность в течение пяти лет. Это ляжет тяжелым грузом на плечи как областного бюджета, так и обычных граждан», — прокомментировал ситуацию член общественного совета при Министерстве ЖКХ Пензенской области Валерий Степаненко. Евгений Михалев заверил, что мусороперерабатывающий завод — это долгосрочные вложения.
Результатом такой работы для потребителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами должно стать не только изменение тарифов на ТКО за счет инвестиционной надбавки, но и улучшение качества окружающей среды.
«Объект, который функционирует достаточно давно (Чемодановский полигон ТКО. — Прим. ред.), негативно воздействует на окружающую среду — почву, подземные грунтовые воды, воздух», — объяснил Евгений Михалев.
Организация — владелец полигона вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду, а потом закладывает свои расходы в тарифы на услугу по обращению с ТКО для граждан. Если исключить этот полигон из схемы обращения с твердыми коммунальными отходами и построить по всем нормам мусороперерабатывающий завод, то негативное воздействие, а следовательно, и плату за него можно будет исключить.
Июльский рост
«Напомню, что услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной. Это значит, что тарифы на нее регулируются государством в лице органа исполнительной власти субъекта РФ. В нашем регионе это Министерство ЖКХ и гражданской защиты населения, которое утверждает предельные единые тарифы на ТКО для региональных операторов», — отметил член общественного совета министерства, глава комиссии ЖКХ Общественной палаты Пензенской области Евгений Кузьмичев.
По его словам, тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности. Такие требования прописаны в Федеральном законе от 24.06.1998 года (с последующими изменениями) «Об отходах производства и потребления».
«Одной из задач регулятора при установлении тарифов на ТКО как раз является соблюдение баланса интересов организаций, оказывающих услуги по обращению с ТКО, и их потребителей, большую часть которых составляет население», — подчеркнул Евгений Кузьмичев.
Отметим, что с 1 июля 2024 года тарифы на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами вырастут, как и на другие коммунальные услуги. Если сейчас предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, который работает в Пензе, составляет 4087,60 руб. за тонну, то с 1 июля 2024 года он вырастет на 9,6 процента и составит 4480,06 руб. за тонну. Регоператор до 1 июля установит свой тариф, который не может быть выше предельного, и в соответствии с ним по специальной формуле будет рассчитана плата за вывоз отходов для граждан: для жителей многоквартирных домов — исходя из квадратных метров, для жителей частного сектора — исходя из количества прописанных и собственников.
Наталья Фомичева