На вопросы читателей «МЛ» отвечает начальник территориального отдела ЗАГС Первомайского района г. Пензы Марина Трошко.
* * *
— В августе планируем сыграть свадьбу. Можно ли провести выездную регистрацию?
— Да, вот уже много лет выездные регистрации брака проводятся в органном зале Пензенской областной филармонии. Именно здесь каждую субботу в период с 6 июля по 28 сентября специалистами ЗАГС будут проводиться торжественные церемонии. Подать заявление нужно лично в наш отдел ЗАГСа Первомайского района.
Помимо этого, управление ЗАГС Пензенской области предлагает заключать семейные союзы еще в трех живописных локациях Сурского края:
- в Лермонтовском музеезаповеднике «Тарханы» в Белинском районе;
- в княжеском доме ОболенскихБахметьевых в Никольске;
- в Пушкинском центре имени Н. Н. ПушкинойЛанской в Наровчате.
Подать заявку на выездную регистрацию можно в территориальном отделе ЗАГС в зависимости от выбранного для бракосочетания места.
* * *
— В каких случаях брак можно зарегистрировать на дому?
— Это возможно, если физическое состояние одного из супругов, не позволяющее ему присутствовать в ЗАГСе, подтверждается медицинскими документами. Бывает, что наши сотрудники приезжают для регистрации брака на дом или в больницу к человеку, которому постоянно требуется медицинский уход.
В моей практике было два подобных случая. Одна пара решила вновь зарегистрировать свои отношения после развода, но супруг находился в преклонном возрасте и плохо себя чувствовал. А другую пару мы регистрировали в роддоме, так как у супруги на момент свадьбы возникла угроза выкидыша.
* * *
— Мои родители в этом году отмечают золотую свадьбу. Но для оформления выплаты в ЗАГС по состоянию здоровья может прийти только один из супругов. Как быть?
— Теперь документы на выплату могут подавать как оба супруга (этот порядок предусматривался раньше), так и один из них. Но при этом он должен иметь нотариально удостоверенную доверенность от имени своей второй половины.
Семейным парам, имеющим 50‑летний стаж совместной жизни, выплачивают единовременную выплату в размере 5 тысяч рублей. В 2024 году ее получают пары, зарегистрировавшие брак в 1974 году. Для получения 5 тысяч рублей нужно обратиться в любой орган ЗАГС, представив следующие документы:
- совместное заявление с указанием Ф. И. О. получателя выплаты, а также полные реквизиты лицевого счета в Сбербанке. Важно, чтобы этот счет был открыт на имя одного из супругов.
- оригиналы документов, удостоверяющих личности супругов, — паспорта;
- свидетельство о государственной регистрации заключения брака.
Выплату ваши родители могут получить в течение всего года. Есть те, кто отметил золотую свадьбу в 2023 году, но так и не получил свои 5000 рублей. Если по каким‑то причинам супруги не знали и не подали заявления на получение единовременного пособия в территориальные органы ЗАГС в прошлом году, они могут обратиться и в этом, и в следующем.
Кстати, для получения выплаты необязательно ждать даты свадьбы. Даже если торжественная регистрация брака состоялась, к примеру, 20 сентября 1974 года, подавать заявление можно с января по декабрь 2024 года.
По вашему желанию ко дню юбилея супружеской жизни в отделах ЗАГС проводятся торжественные мероприятия по чествованию юбиляров. Более подробную информацию можно получить по телефону 8 (8412) 34‑43‑77.
* * *
— Нужно ли ставить на свидетельстве о рождении ребенка отметку о гражданстве? Если да, то где это можно сделать?
— С начала этого года возникла путаница и граждане стали приходить в отделы ЗАГС для получения отметки о гражданстве на свидетельствах о рождении детей. Это неверное решение вопроса! Органы ЗАГС только выдают документы, но никаких отметок не проставляют.
Действительно, согласно требованию нового закона гражданство РФ подтверждается рядом документов, один из которых — свидетельство о рождении со штампом. В последующем для оформления заграничного паспорта несовершеннолетнего, первого российского паспорта, а также других документов наличие этого штампа обязательно. Также оттиск потребуется для постановки и снятия ребенка с регистрационного учета по месту жительства.
Данная услуга предоставляется бесплатно в подразделениях по вопросам миграции, а не в ЗАГСах. В Пензе отдел по вопросам миграции УМВД России находится по адресу: ул. Кулакова, 1, тел.: 8 (8412) 59‑73‑80, 59‑73‑85. При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность родителей либо законных представителей, и свидетельство о рождении ребенка.
* * *
— Недавно похоронила мужа. Где можно получить свидетельство о смерти и справку для получения пособия на погребение?
— В первую очередь нужно получить медицинское свидетельство о смерти (форма № 106 / у08). Оно выдается медицинскими организациями: больничными учреждениями, диспансерами, амбулаторнополиклиническими учреждениями, центрами, учреждениями охраны материнства и детства и лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
Медицинское свидетельство выдается членам семьи, а при их отсутствии — близким родственникам умершего(ей) или законному представителю умершего(ей).
Далее в ЗАГС необходимо подать заявление о смерти (его подают не позднее чем через трое суток со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего). Регистрация смерти производится органами ЗАГС по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти или месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти.
Первичный документ гражданин получает бесплатно, а в случае выдачи его повторно госпошлина составит 350 рублей за каждое свидетельство.
В Пензе территориальный отдел ЗАГС по государственной регистрации отдельных видов актов гражданского состояния находится по адресу: ул. Шмидта, 4. Телефон 92‑70‑30. Здесь же специалисты оформляют справку для получения социального пособия на погребение.
* * *
— Мне нужна справка о том, что я не состою в браке. Как ее получить?
— Справку об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака можно получить в любом отделе ЗАГС на территории РФ. Документ орган ЗАГС выдает, используя сведения из Единого государственного реестра ЗАГС. Стоимость справки — 200 рублей.
* * *
— В 1960 году я был усыновлен в Мокшане. Мои приемные родители уже умерли. Сейчас понадобилась справка, подтверждающая мое усыновление. Где я могу ее получить?
— Работники органов ЗАГС не вправе сообщать какие‑либо сведения об усыновлении без согласия усыновителей (усыновителя) и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка.
Несмотря на то что вы знаете о факте усыновления и ваши усыновители уже умерли, у органов ЗАГС не имеется законных оснований для выдачи каких‑либо документов, подтверждающих усыновление. Таким образом, получение свидетельства или справки о государственной регистрации усыновления возможно только при наличии решения суда, обязывающего органы ЗАГС выдать такой документ усыновленному лицу.
* * *
— Освобождаются ли от уплаты государственной пошлины за выдачу повторных документов инвалиды или пенсионеры?
— Нет. Статьей 333.35 Налогового кодекса РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины, в том числе за выдачу документов органами ЗАГС, освобождаются физические лица, являющиеся участниками и инвалидами Великой Отечественной войны.
Наряду с другими категориями граждан к участникам Великой Отечественной войны относятся лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.
* * *
— Для выезда с ребенком за границу мне нужно проставить апостиль. Что для этого необходимо?
— Апостиль — это легализация документов на территории иностранного государства, штамп, который официально подтверждает юридическую силу документа за границей. Он пригодится людям, которые уезжают жить или работать в другую страну.
Апостиль признают 124 страны — участницы Гаагской конвенции. Это, к примеру, США, Великобритания, страны ЕС, Турция, Япония и другие страны.
Срока годности у апостиля нет, он действует бессрочно. Чаще всего штамп проставляют на обратной стороне документа. В некоторых случаях он прошивается отдельным листом.
Для проставления апостиля вам нужно обратиться в отдел ЗАГС по государственной регистрации отдельных видов актов гражданского состояния в Пензе на ул. Шмидта, 4.
При себе нужно иметь паспорт человека, который подает заявление; документ, на который нужно поставить апостиль; заявление (его можно заполнить на месте); квитанцию об уплате госпошлины — 2500 рублей.
Подавать заявление на проставление апостиля нужно в том же регионе, где был выдан документ. Срок проставления апостиля на документы ЗАГС в соответствии с законодательством РФ составляет 5 рабочих дней.
Динара Шадыханова