После восьмимесячного домашнего ареста из США в Пензу вернулся руководитель пензенского регионального отделения общероссийского движения «Клубы исторической реконструкции России» Томас Янчаускас. В самой «демократической» стране мира наш земляк был обвинен в связях с попавшими под санкции США российскими патриотическими и общественными объединениями.
А далее — стандартный джентльменский набор: угрозы, психологическое давление, намеки на длительный тюремный срок… Когда же стало ясно, что дело шито белыми нитками, пензяку предложили пойти на сделку со следствием, признав перед следователем ФБР свою вину в даче неверных показаний. Но обо всем по порядку.
Первый звоночек
Томас Янчаускас — этнический литовец, коренной пензяк, который живет историей. Будучи студентом ПГПУ, он на свои деньги поехал на Бородинское поле, где познакомился с москвичами из Литовского уланского полка. А на 190‑летие Бородина Томас Витаутасович уже в конном строю участвовал в реконструкции легендарного сражения.
По выражению его друзей, Томас — ходячая энциклопедия войн наполеоновской и других эпох. Изо всех командировок он привозит раритеты, связанные с императорской армией: полковые архивы объединений бугских и владимирских улан, изюмских гусар и кавалергардов, Николаевского и Елисаветградского кавалерийских училищ, рукописи и рисунки офицеров, гравюры и книги, награды и предметы быта, прижизненные издания писателяпензяка Романа Гуля. И именно благодаря Томасу Янчаускасу в Пензе появились клуб «Аванпост», Музей русской армии и фестиваль «Марсово поле».
Весной этого года наш земляк, давний обладатель американской гринкарты, полетел во Флориду к отцу, который там живет тридцать лет и сейчас восстанавливается после тяжелой операции. «Мне и в кошмарном сне не могло присниться, что для спецслужб Штатов я априори являюсь преступником из‑за моих патриотических взглядов, — разводит руками Томас. — Хотя, если честно, первый звоночек прозвенел еще пару лет назад…»
В январе 2022 года историк тоже возвращался от отца и прямо в аэропорту его остановили сотрудники ФБР. «Окружили, наперебой что‑то спрашивают, переводчика не предоставили. А затем предъявляют ордер на изъятие моего смартфона для просмотра данных, — вспоминает тот день Томас. — Я улетел в Россию и уже не думал возвращаться в Америку. Но в 2023‑м отцу сделали сложную операцию на сердце, и я обязан был навестить его».
Маскишоу на рассвете
Самолет приземлился в НьюЙорке, и сотрудники погранслужбы сразу отвели пассажира из Пензы в отдельное помещение. «Затем туда пришли те самые люди, которые задержали меня в 2022‑м, — продолжает наш земляк. — Среди них был агент ФБР, представившийся сотрудником контрразведки США из отдела по борьбе с вредоносным российским влиянием. Как вам такая формулировка?
Они вернули мне мой старый телефон, про который я уже и думать забыл, но тут же показали ордер на арест нового мобильника. А еще предложили ответить на вопросы, но я отказался это делать без адвоката.
Тогда агент Вулф дал мне свою визитку, попросив позвонить им перед отъездом, чтобы забрать изъятый смартфон. Погостив у отца, я так и сделал. Мне ответили, что мой гаджет мне привезут — таков порядок. На следующий день в шесть утра я должен был выйти из дома в НьюЙорке, где остановился у друга».
Выйдя на улицу в домашней одежде и тапочках, Томас увидел… семерых людей из группы захвата ФБР — в бронежилетах, с оружием. Вот такое маскишоу!..
«Мне заломили руки, надели наручники, затолкали в машину, — рассказывает Янчаускас. — Отвезли в федеральный суд южного округа Манхэттена, где сняли отпечатки пальцев и допросили. Узнав, сколько я зарабатываю в России, выделили бесплатного адвоката Ричарда Розенберга, который на заседании суда добился, чтобы меня отпустили под залог, внесенный моим отцом.
Из здания суда я вышел в ночь в тех же тапочках и пижаме, без денег и документов. Спасибо, что адвокат дал мне 20 долларов, чтобы добраться до дома моего друга. На время следствия мне ограничили передвижение, а за попытку побега пригрозили 15 годами тюрьмы и штрафом в 250 тысяч баксов. Раз в две недели я отчитывался онлайн, что никуда не убежал, а раз в месяц отмечался в местном суде. Хорошо, что мне удалось связаться с сотрудниками МИД России и встретиться с нашим консулом в НьюЙорке».
Разменные монеты
Прокуратура обещала в течение 30 дней предъявить россиянину обвинение в шпионаже. Ему без обиняков заявили, что Музей русской армии в Пензе — это… угроза нацбезопасности США! «А когда из переписок в моем телефоне они поняли, что я поддерживаю присоединение к России Крыма и Донбасса, а также разделяю цели и задачи СВО и участвовал в сборе гуманитарки нашим бойцам, то расценили это как тяжкое преступление и «вдохновение армии РФ на войну с Украиной», — вздыхает Томас. — Я парировал: а кого я должен поддерживать, если я русский? На это мне ответили: «Вот отсидишь и будешь дальше поддерживать кого угодно».
Суд присяжных должен был начаться 12 февраля, но предъявление обвинения затянули на месяцы. Все это время ФБР искало в телефоне Томаса доказательства шпионажа, транзакции, переводы денег и пыталось связать его имя с руководителями российской разведки, чтобы сфабриковать громкое дело.
«По данным моего адвоката, на всю эту электронную слежку, перехват переписок, вскрытие моих аккаунтов в соцсетях ФБР потратило… миллион долларов, — добавляет Томас Янчаускас. — А еще спецслужбы США всеми силами пытались пополнить так называемый обменный фонд из россиян для обмена Э. Гершковича и П. Уиллана — осужденных в РФ по делу о шпионаже журналиста газеты The Wall Street Journal и эксморпеха США, которые были обменяны в минувшем августе.
По моим данным, только в следственном изоляторе НьюЙорка сейчас более 200 российских граждан — программисты, айтишники, предприниматели. Все они удерживаются там как разменные монеты.
Восемь месяцев, пока шло следствие, я находился под арестом: жил у своего другаисторика, а потом он мне помог устроиться на работу в русский православный монастырь под НьюЙорком. Я семь месяцев копал могилы на местном кладбище с 6.00 до 16.00…»
«Освободить в зале суда!»
В итоге прокуратура так и не нашла доказательств шпионажа со стороны пензяка и предложила заключить сделку — он признает себя виновным в том, что дал агентам ФБР не совсем полные показания (такую формулировку придумал адвокат). За это прокуратура снимает остальные обвинения.
Так и было сделано, но… прокуратура обманула! «Американские СМИ тут же раструбили, будто ФБР поймало русского шпиона, и на 5 сентября было назначено заседание суда по моему делу, — качает головой пензяк. — 73‑летняя судья Колин Макмэн, состоящая в острой конфронтации со спецслужбами США, жестко прервала прокурора, когда тот попросил посадить меня в тюрьму за связи с российскими спецслужбами. Представительница правосудия потребовала прямых доказательств моего шпионажа. Таковых, конечно, не оказалось, как и незаконных транзакций.
При этом речь моего защитника судья выслушала, ни разу не перебив. И вынесла решение о том, что я уже отбыл наказание, просидев восемь месяцев под подпиской о невыезде, и меня надлежит освободить прямо в зале суда. Я немедленно улетел в Россию. А нашим гражданам с патриотической позицией советую сейчас ни в коем случае не летать в США. Нам надо жить и работать в своей любимой стране!»
По материалам «Российской газеты» и ТВпрограммы Марии Бутиной «Своих не бросаем».