Уже более пяти лет в Пензенской области работает единый номер 112 для вызова противопожарной службы, скорой помощи и полиции. Получив сигнал о чрезвычайной ситуации на территории Пензы, диспетчеры (по штатному расписанию они называются инженерами) обрабатывают его и передают пожарным, полицейским, врачам, спасателям…
В штате трудится свыше 60 человек, а за сутки на номер 112 поступает до 1700 звонков.
75 секунд на все
«Система 112 работает по всей территории Пензенской области, — рассказывает начальник центра обработки экстренных вызовов системы 112 Андрей Чупрунов. — Это означает, что, если житель района наберет 112, его вызов будет направлен в Пензу, а после обработки информации попадет в единую диспетчерскую службу муниципального образования. Кстати, позвонить на номер 112 можно и при нулевом балансе телефона и, даже при отсутствии симкарты».
На то, чтобы заполнить унифицированную карту вызова, у диспетчера есть всего 75 секунд — в заявке он указывает данные о ЧП, описывает подъездные пути, состояние пострадавшего. Нередко драгоценное время приходится тратить и на то, чтобы успокоить звонящего — люди часто набирают 112, находясь в сильном стрессе или шоке.
Бывает так, что спасатели буквально ведут пострадавшего, коллективно подключаясь к звонку в режиме конференции. Так, весной прошлого года отдыхающая в санатории Колышлейского района женщина заблудилась в лесной зоне и, ища выход в цивилизацию, ушла так далеко, что забрела в топкие болота. Коварная трясина уже угрожала жизни, но спасатели, которым успела позвонить женщина, задавали ей уточняющие вопросы и по ответам сориентировались, где именно ее искать.
Все закончилось благополучно, как и в истории с 65‑летним рыбаком, который в конце декабря вышел на неокрепший лед Сурского водохранилища. В какой‑то момент льдина откололась и поплыла прочь от берега. Спасатели подробно расспросили рыболова, что он видит вокруг, и по этим подсказкам довольно быстро его нашли — на берег перепуганного мужчину доставили с помощью судна на воздушной подушке.
Трудовые будни
В практику службы 112 давно вошли звонки с просьбами вызволить пожилого родственника, запершегося в квартире и не отвечающего на звонки. В день приходят 1—2 таких сигнала. В минувшие выходные сотрудники пожарноспасательного центра дважды выезжали на подобные происшествия: в первом случае вскрывали дверь квартиры дома на ул. 8 Марта, где заперлась пожилая женщина, а во втором вызволяли пожилого мужчину, проживающего на пр. Строителей.
Представители службы спасают жизнь и тем, кто добровольно желает с ней расстаться. Недавно поступил звонок от мужчины, который заметил на мосту девушку — она явно намеревалась прыгнуть в реку. По внутренним каналам была молниеносно сформирована команда из экстренных служб, и девушку удалось спасти.
Пожилые граждане часто переживают о домашних питомцах — звонят, если с ними что‑то стряслось. Так, один владелец частного дома поведал, что кот застрял в дымоходе. Пожилой мужчина пробовал самостоятельно достать животное, но ничего не получилось, а зверек меж тем перекрыл отверстие дымохода, идущее от котла, и это грозило пожаром или отравлением жильцов угарным газом.
«В любой момент мы можем связаться с коллегами из других регионов — взаимодействие отлично налажено, — продолжает Андрей Чупрунов. — Недавно поступил звонок от омского диспетчера: он принял обращение от мужчины, который находился в одном из районов Пензенской области. Гражданин был явно не в себе, угрожал, что сейчас взорвет дом и уже включил газовые конфорки. По адресу были незамедлительно направлены полицейские, сотрудники газовой службы и скорая. ЧП удалось избежать».
А весной минувшего года инженеры пензенской системы 112 спасали мотоциклиста на границе с Мордовией. В лесной зоне молодой человек не справился с управлением и сильно травмировался. Он смог дозвониться до брата, и тот связался со спасателями. Но, поскольку пострадавший не мог внятно объяснить, где находится, потребовалось задействовать ряд служб, чтобы найти мотоциклиста и доставить в ближайшую больницу.
«В начале осени коллеги из Саратова сообщили, что по трассе М5 на машине едет женщина с ребенком и малыш внезапно потерял сознание, — приводит еще один пример Андрей Викторович. — Так как автомобиль уже пересек границу Пензенской области, дело было за нами — мы организовали выезд бригады врачей, и мальчику оказали помощь прямо на обочине трассы».
Детский вопрос
«Звонить по номеру 112 нужно при малейшей угрозе жизни или вероятности возникновения чрезвычайной ситуации! — призывает всех к сознательности Андрей Чупрунов. — Но при этом занимать линию злонамеренными и ложными вызовами недопустимо — это влечет за собой административную или уголовную ответственность!»
Увы, ложных вызовов в буднях диспетчеров предостаточно — особенно во время школьных каникул: предоставленные самим себе дети и подростки начинают баловаться, не осознавая серьезности своих действий. Отвлекающих звонков, когда кто‑то просто дышит в трубку или явно сочиняет сказки, за смену могут быть десятки!
Впрочем, специалисты обязаны все проверить — и выясняется, что иногда те же подростки сознательно сообщают о возгораниях мусорных баков или разведенном в парке костре. А однажды ночью позвонил 10‑летний мальчик из Кузнецка и рассказал, что его папа… убивает маму. По адресу срочно был выслан наряд полиции, и трагедии удалось избежать.
Порой незамедлительная помощь требуется и самим детям. «Как‑то раз нам позвонила жительница Пензы и рассказала, что в кафе спит нетрезвый мужчина, а рядом с ним сидит 7‑летний мальчик, — вспоминают сотрудники центра обработки экстренных вызовов. — Диспетчер задала вопросы ребенку и выяснила его фамилию, имя, дату рождения. Оказалось, что они с папой приехали из другого региона. Ситуация нормализовалась лишь после появления в кафе полиции — стражам порядка удалось разбудить крепко уснувшего отца и успокоить ребенка».
На телефон 112 часто поступают и звонки от граждан, которые просят оперативно убрать снег с тротуара или закопать яму под окном, особенно во время разгула природной стихии. Специалисты не отказывают — дают необходимые консультации, помогают контактами коммунальных служб или отделов районных администраций. Но при этом напоминают: служба 112 экстренная, а не справочная.
Тигр в палисаднике
Удивительно, но в такой важной и серьезной работе есть место и курьезам. «Помню вызов из микрорайона Барковка, — рассказывает Андрей Чупрунов. — Там гражданин залез на столб и не смог с него спуститься. Все закончилось благополучно, но верхолаз так и не смог объяснить, какова была цель его «подвига».
В другой раз диспетчерам позвонил мужчина, который оказался запертым… в концертном зале! Видимо, во время спектакля гражданин заснул, а после представления его никто не заметил и все сотрудники ушли по домам.
А недавно жители пензенской многоэтажки сообщили, что у них во дворе разлегся… тигр! Но на поверку он оказался большой плюшевой игрушкой, которой кто‑то из соседей решил украсить палисадник.
Динара Ефимова