«Тигры на земле и в воздухе» — так называется программа, с которой в Пензе гастролирует представитель знаменитой цирковой династии в пятом поколении Ярослав Запашный — сын народного артиста России Мстислава Запашного. Представления проходят в «Дизель-арене», неизменно собирая аншлаги. Кстати, семьи военнослужащих, задействованных в специальной военной операции, получили возможность посмотреть цирковое шоу бесплатно.
Заставляющие смеяться до слез клоуны, воздушные гимнасты, виртуозные акробаты, жонглеры, эквилибристы, высшая школа верховой езды, дрессированные попугаи, собаки и, конечно же, сильные и красивые тигры… Такая программа пришлась по душе и взрослым, и маленьким пензенским зрителям.
А нам удалось взять у Ярослава Запашного эксклюзивное интервью.
— Ярослав, ваше детство, конечно же, прошло в цирке?
— И да, и нет. Дело в том, что родился я при цирке, но, когда мне было три или четыре года, отец с мамой развелись. Я остался жить с мамой в Казани. Вернее, у бабушки, так как мама, будучи цирковой артисткой, работала по контракту в Италии в течение почти восьми лет и появлялась в Казани примерно раз в три месяца.
Тем не менее мы каждое лето приезжали отдыхать в Сочи, где директором цирка работал дедушка Мстислав Михайлович Запашный. Помню, как за кулисами я решил покормить тигра попкорном. Практически засунул руку в клетку, отец меня в последний момент успел оттащить.
Дрессировщиком я тогда стать не мечтал, но вокруг постоянно шли разговоры о цирке, и как‑то исподволь приходило осознание, что мое будущее, скорее всего, будет связано с профессией циркового артиста. Мне было пять или шесть лет, когда мы в очередной раз приехали в Сочи и дедушка настоял, чтобы мы со старшей сестрой Валерией выходили на манеж со слонихой Рани. Мы кормили слониху хлебом, фруктами, она сажала меня к себе на спину, а Валерию катала на хоботе.
Сейчас сестра работает со мной в одной программе с собаками породы канекорсо. Также у них с мужем воздушный номер на ремнях. А я помимо дрессировки тигров еще и высшей школой верховой езды увлекся, мы этот номер на лошадях показываем вместе с моей супругой.
Окончательно под крыло отца я перешел в 12 лет. Мы так же приехали в Сочи, отдохнули, и отец говорит, мол, пора уже, поехали со мной. Так что осознанная цирковая деятельность началась у меня с этого возраста.
— А что именно приходилось делать?
— Первое время я убирал за животными, кормил их, ассистировал коверному Владимиру Чуре в его репризах, занимался акробатикой… У отца на меня оставалось не так много времени, так как в те годы он был директором сочинского цирка, а дед уже возглавлял «Росгосцирк». Первый самостоятельный номер «Акробаты на скакалках» мы выпустили с ребятами, которые были у отца ассистентами.
А когда мне исполнилось 17 лет, нам привезли двух тигрят из краснодарского зоопарка, отец доверил мне с ними заниматься. Я успел научить их сидеть на тумбах, но тут меня призвали в армию. После службы отец стал доверять мне репетировать с группой молодых тигров. Мой первый воспитанник — Гром. Сейчас он взрослый тигр, звезда нашего номера, вместе со мной поднимается на шаре, символизирующем Землю.
Сейчас у меня десять тигров, но это вместе с малышами. А на манеже работают пять. Хотя, скорее всего, вскоре будет шесть. Двое подросли, я их поставил в номер, а тигрицу убираю, так как она очень ревностно восприняла появление тигрят. Маленькие сами как будто просятся быстрее на манеж — показывать все, чему я их научил.
Кстати, тигры — очень пугливые животные, не дай бог, в детстве чего‑то испугаются — это психологическая травма на всю жизнь. И сделать так, чтобы животное не боялось, таких трудов стоит! Приходится быть звериным психологом. Начиная с осени, с началом нового сезона встречаешься с ними каждый день, без выходных. Сейчас вот в лесочке у «Дизельарены» гуляем с малышами на поводке.
— Травмы в вашей профессии неизбежны?
— Тигрята в основном царапаются и кусаются. Причем чувствительно. Бывало, и дрались тигры в манеже. А однажды у нас с отцом был случай с белым тигром по кличке Маркиз, который на репетиции во время исполнения трюка напал на меня. На память остался глубокий шрам на правой руке. Рану зашили, и отец мне велел на следующий день отдыхать.
Ну, я отдыхаю, лежу, в телефоне залипаю. Тут приходит после репетиции отец и показывает… заштопанную руку. Причем рана на том же месте, что и у меня, только на левой руке. В итоге мы Маркиза сдали в зоопарк Владивостока. Недавно, кстати, были там на гастролях и я сходил в зоопарк, посмотрел на Маркиза. Звал его, но он на меня не обратил никакого внимания, весь такой сытый, вальяжный, разлегся и наслаждается бездельем.
— А можно предугадать нападение хищника?
— Если у зверя взгляд становится остекленевшим, он перестает на тебя реагировать, то жди беды. Таких животных лучше сразу снимать с работы, не испытывать удачу.
— Каков рацион питания у ваших подопечных?
— Все индивидуально. Зависит от возраста тигра, его веса, пола… Например, самка съедает в день 5 кг мяса, а самец — в два раза больше. Постоянно следим за животными. Если тигр начинает толстеть, уменьшаем рацион, если худеет — увеличиваем. Должен быть баланс, чтобы тигр был поджарым и подвижным.
В рационе — говядина, курятина, конина, яйца и морковный сок. Молоко раз в неделю даем в разгрузочный день.
— Какие происшествия запомнились за время вашей насыщенной гастрольной деятельности?
— Как‑то на пароме приплыли мы в Калининград, выгрузились, встали на ночевку. А утром видим — наш годовалый тигр гуляет сам по себе. Оказалось, ребята вечером забыли проверить, как закрыта клетка. Хорошо, что тигр был ручной.
Был еще случай в Саратове в 2011 году. Я в то время еще только с тигрятами работал, к взрослым меня не подпускали. И был у нас тигр Белый. Он не работал на манеже, мы его держали как племенного. Белый был здоровенный такой, но при этом спокойный и добрый. И тут как‑то слышу, кричит наша служащая Лиля: «Тигр вышел!»
Смотрю, Белый с заднего двора цирка спокойно идет в сторону жилого дома. Люди из окон смотрят и зовут: «Кис-кис-кис». Я кричу, мол, какой кис-кис, прекратите его провоцировать. Мы в несколько рук быстро подкатили клетку, и он, молодец, сам в нее зашел. А то, напугай его кто или разозли, мог бы натворить дел!
Яков БЕЛКИН
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.