В Пензенском городском комплексном центре срочной социальной помощи населению прошло занятие для пожилых людей под названием «Гимнастика для ума». Участники клуба «Жить в гармонии» выполняли упражнения для активизации мозговой деятельности.
Враги и друзья
«Мозг — уникальная и сложная система, — напоминает заведующая отделением социальной реабилитации комплексного центра Наталья Берлизова. — Старение мозга и связанное с этим ухудшение когнитивных функций — естественный процесс. С возрастом снижается его вес и объем; уменьшаются извилины и расширяются борозды. Идет на убыль объем корковых и подкорковых структур мозга, и в них развиваются возрастные изменения. В итоге снижается скорость обработки информации, скорость решения задач».
К факторам, существенно ускоряющим старение головного мозга, специалисты относят следующие:
- психические расстройства. Особенно старение мозга ускоряют шизофрения и депрессивное расстройство;
- неврологические заболевания. Ускоренное старение мозга вызывают болезнь Альцгеймера и эпилепсия. Негативно влияют на процессы старения мозга черепномозговые травмы, рассеянный склероз, цереброваскулярные заболевания;
- инфекционные заболевания. В частности, доказана связь старения мозга с ВИЧинфекцией;
- метаболические заболевания. Сахарный диабет II типа и ожирение ускоряют старение мозга;
- такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя;
- генетические факторы.
Надежный друг мозга — физическая активность. Она способствует улучшению здоровья сердечнососудистой системы, нормализации инсулиновой регуляции, снижению влияния стресса. Во время работы мышц в мозг поступает огромное количество нервных импульсов, поддерживающих его в работоспособном состоянии.
Разные упражнения оказывают разные воздействия на структуру мозга и когнитивные способности. «Такие аэробные упражнения, как езда на велосипеде или силовые тренировки, улучшают мозговой кровоток и способствуют максимальному потреблению кислорода. Вследствие чего развивается память, — продолжает Наталья Александровна. — А скандинавская ходьба активизирует деятельность всех мозговых зон и способствует их нормальному функционированию. У людей, долгое время занимающихся этим спортом, наблюдается улучшенная моторика и координация, улучшенное кровообращение в мозге, что способствует обогащению нервных клеток полезными веществами и их ускоренному восстановлению».
Кроме физической активности фактором защиты мозга служит интенсивная когнитивная нагрузка. Изучение иностранных языков, чтение больших текстов, занятия музыкой, даже разгадывание кроссвордов — все это является когнитивной нагрузкой и помогает обмену веществ в головном мозге.
Упражнения для всех
«Главная наша цель — выявить на ранней стадии когнитивные расстройства у людей пожилого возраста, — подчеркивает психолог отделения социальной реабилитации МБУ «Пензенский городской комплексный центр срочной социальной помощи населению» Юлия Лаврова. — Не игнорируйте начальные признаки расстройства памяти, снижения работоспособности мозга, надеясь, что они исчезнут сами по себе, потому что это не так. Запишитесь на прием к врачу и как можно раньше установите диагноз.
Вы можете обратиться к врачутерапевту, неврологу, психологу или гериатру, вам будет назначена необходимая диагностика, которая определит наличие заболевания. Может потребоваться сканирование головного мозга для выявления изменений — КТ или МРТ. Данные методы исследования наиболее эффективны — с их помощью можно отследить изменения в структуре мозга.
И помните, что мозг, как и мышцы, нужно постоянно тренировать!»
Сегодня «МЛ» публикует ряд упражнений, которые Юлия Геннадьевна предложила участникам клуба «Жить в гармонии». Эти задания сможете выполнить и вы. Включив их в свой распорядок дня, вы улучшите работоспособность мозга и помешаете развитию многих заболеваний, осложняющих жизнь пожилых людей.
— Используйте другую руку. Если вы привыкли делать все правой рукой, попробуйте хотя бы пару минут поработать левой. И наоборот, левшам нужно задействовать правую руку.
Если писать, рисовать и управляться по дому «непривычной» рукой, мозг будет работать активнее. Еще лучше попытаться писать обеими руками сразу. Это одно из лучших упражнений для мозга при начинающейся деменции у пожилых людей.
— Пишите числа и называйте их в обратном порядке. Достаточно будет пройтись от 1 до 20. Одновременно пишите «1» и говорите вслух «20», пишите «2» и называйте «19» и так далее.
— Тренируйте зрительную память по методу знаменитого художникамариниста Айвазовского. Три секунды смотрите на что‑нибудь с большим количеством деталей: здание, картину, предмет или человека. Потом закройте глаза и постарайтесь вспомнить максимальное количество деталей.
Обратите внимание на то, какие детали вы не смогли запомнить. Вновь посмотрите на объект в течение трех секунд и, закрыв глаза, снова перечислите детали. Повторите упражнение несколько раз — получится отличная тренировка памяти для пожилых.
— Словесные головоломки. Сыграйте в анаграммы и попробуйте переставить буквы в слове так, чтобы получились новые слова. Например, из слова «астроном» можно получить «нос», «ром», «мост» и так далее. Также можно поиграть в города — каждый новый названный город должен начинаться на ту же букву, на которую заканчивался предыдущий.
Другой вариант: запоминайте в течение двух минут слова, приведенные в таблице № 1. Сколько из них вы сможете вспомнить через 1 минуту, затем через 10 минут, затем через 1 час? Повторяйте упражнение день за днем, стараясь каждый раз запоминать все больше слов.
Аналогичную работу можно проделать и с таблицей № 2, в которой только цифры. Что вам запоминать проще — цифры или слова?
— Старые пословицы на новый лад. Придумайте новое, неожиданное продолжение всем известных пословиц. Например, вместо «Что посеешь, то и пожнешь» — «Что посеешь, то не найдешь», вместо «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» — «Без труда и каши не сваришь» и т. д.
Можно использовать такой прием: взять начало одной пословицы и соединить с продолжением другой, например: «Работа не волк, вылетит — не поймаешь». Если получится смешно и остроумно — очень хорошо, но не обязательно стремиться к этому. Постарайтесь не тратить много времени на раздумья.
Мал золотник…
Чем дальше в лес…
Делу время…
За двумя зайцами погонишься…
С миру по нитке…
Большому кораблю…
Яблоко от яблони…
Не рой другому яму…
Любишь кататься…
Куй железо…
Век живи…
Много будешь знать…
Баба с возу…
Жизнь прожить…
Лучше синица в руках…
Семь раз отмерь…
— Упражнение «Часы». Включите любую интересную для вас программу по телевизору и расположите рядом часы. На протяжении 2 минут следите за движением секундной стрелки и при этом не смотрите на экран.
— Перед сном. Постарайтесь вспомнить всех людей, которых вы встречали в течение дня. Воспроизведите каждое слово, которое было адресовано вам за весь день.
— Вверх ногами. Возьмите любую книгу, переверните ее вверх ногами, включите секундомер и читайте вслух как можно быстрее.
За сколько секунд вам удалось прочитать страницу? Насколько хорошо вы при этом поняли текст? В дальнейшем старайтесь улучшать эти результаты.
Другой вариант упражнения: возьмите любой иллюстрированный журнал, точно так же переверните его, включите секундомер и очень быстро рассказывайте вслух, что изображено на картинках.
— Что тут лишнее? В каждом из следующих рядов слов есть одно, неподходящее по смыслу. Найдите его:
1) топор, молоток, рубанок, дрель, отвертка, пила, игла, сверло, шпатель;
2) утюг, холодильник, пылесос, ковер, тостер, кофеварка, миксер, фен, телевизор;
3) глина, шерсть, дерево, пластик, камень, металл, стекло, бумага, блокнот;
4) доброта, честность, смелость, трудолюбие, безопасность, вежливость, аккуратность, порядочность, щедрость;
5) борщ, каша, фарш, гуляш, салат, запеканка, пудинг, шницель, котлета.
— Новые числа. В течение 1,5 минуты изучайте первый ряд чисел.
76—38—24—65—99—31—14
Затем закройте его и посмотрите на второй ряд чисел. В нем есть три числа, которых нет в первом. Найдите их.
76—88—24—65—10—33—14
ТАБЛИЦА № 1 | |||
сено | фильм | месяц | календарь |
тротуар | поезд | май | трава |
ключ | аромат | певец | мужчина |
столетие | картина | радио | перевал |
самолет | вид | успех | женщина |
ТАБЛИЦА № 2 | |||
1 | 10 | 8 | 4 |
7 | 5 | 16 | 12 |
13 | 11 | 3 | 15 |
2 | 6 | 14 | 9 |
16 | 11 | 8 | 15 |
14 | 5 | 13 | 12 |
4 | 7 | 3 | 9 |
Наталья Ефимова
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.