В мае в столице Сурского края стартовал социальный проект «Серебряная Пенза». Он призван расширить формы поддержки пожилых граждан и объединяет два важных вектора: занятия суставной гимнастикой и психолого-педагогические тренинги.
«Уже создано 12 групп, каждая из которых насчитывает минимум 15 участников, — сообщила начальник Социального управления Пензы Елена Егорова. — В планах — расширение программы до 17 групп, что позволит привлечь порядка 250 участников».
Присоединиться к проекту можно по номеру телефона +7 (996) 807‑19‑69. Консультации и запись осуществляются специалистами Комплексного центра социального обслуживания населения Ленинского района.
Одна из первых тренинглекций для пенсионеров Пензы состоялась в Комплексном центре социального обслуживания населения Железнодорожного района. Профессиональный психолог рассказала пожилым людям, как защитить себя от мошенников. Участником необычной встречи стала и корреспондент «МЛ».
Никогда не говори «да»!
На днях жертвой мошенников едва не стала пенсионерка Татьяна М. «Мне поступил звонок, — рассказала Татьяна Валерьевна. — Мужчина уверенным голосом заявил: «Будем вам менять электрический счетчик!» Я ответила, что он всего два года служил, но позвонивший продолжил: «Я сейчас вам код продиктую и телефон специалиста — он перезвонит».
И точно, вскоре опять звонок: «Здравствуйте, вас беспокоят из МФЦ…» Тут, к счастью, дочь вырвала у меня телефон. Я всех учила, как нужно реагировать на подобные звонки, а тут сама влипла — начала с аферистами общаться…»
Таких историй участники встречи рассказали немало. От одних требовали ввести код из СМСсообщения, у других спрашивали трехзначный код банковской карты… «У меня весь телефон забит этим спамом!» — возмущалась пенсионерка Антонина М.
Ведущая тренинга психолог Наталья Маньченкова объяснила, что пожилые люди часто становятся жертвами обмана из‑за одиночества, излишней доверчивости и нехватки знаний о цифровых технологиях. Специалист подчеркнула, что произносить по телефону «да», «согласен» или «подтверждаю» опасно. Это запретные слова, которые позволят мошенникам сгенерировать вашу речь для операции с вашими счетами. Такие слова нужно заменить на «алло», «я подумаю», «верно».
Стоит иметь в виду, что запись голоса можно использовать и для других преступных действий, например для монтажа компрометирующего материала с целью дальнейшего вымогательства денежных средств. Записанные ответы «да», «конечно», «естественно» и так далее мошенники могут использовать для создания компрометирующей записи. Жертве дадут ее прослушать, а затем, угрожая разослать запись коллегам по работе, членам семьи или друзьям, от человека потребуют денежные средства. Поэтому при телефонном разговоре с незнакомыми людьми всегда нужно проявлять бдительность!
«Прежде мошенники чаще всего использовали СМСсообщения, а сейчас все меняется — преступники выходят на видеосвязь, надевают форму, используют поддельные удостоверения, — объясняет Наталья Маньченкова. — Все это делает обман более убедительным, ведь большинство людей воспринимают информацию через визуальный образ. Не случайно поэтому рост мошеннических преступлений в регионе за последний год составил 30 %. Наибольшее количество жертв — пенсионеры».
Кнут и пряник
Когда на другом конце провода говорят: «Мы поможем решить ваши проблемы», — многие этому верят. Приемы мошенников преследуют одну цель — изолировать жертву от ее окружения и зациклить на общении с подставными лицами. Человека убеждают, что родные и друзья не смогут правильно понять информацию, которую доносит аферист. И это прекрасно работает с пенсионерами, живущими отдельно от родственников.
«Механизм, который используют мошенники, я назвала кнутом и пряником, — говорит Наталья Сергеевна. — Они сначала запугивают жертву каким‑либо сообщением. Например, говорят: «У вас утерян страховой стаж, но мы сейчас все пересчитаем, и вы получите кругленькую сумму». Естественно, это вызывает интерес у собеседника. После чего приходит СМСсообщение с просьбой никому его не разглашать. С помощью кода преступники получают доступ к странице жертвы на портале «Госуслуги», начинают пользоваться персональными данными в своих целях, оформляют кредиты».
Одна из жертв мошенников призналась Наталье Маньченковой, что ей было стыдно прервать позвонившего ей человека, сказать ему «нет». Поэтому психолог доходчиво объяснила, что мошенники — люди без чести и совести. Единственный вариант общения с ними — повесить трубку стационарного телефона или нажать кнопку «отбой» на мобильнике. Если у вас есть родственник, которому с трудом удается прервать общение с незнакомцами, в качестве напоминания оставьте инструкцию на листочке возле телефона. А еще лучше — попросите оформить на вас доверенность для совершения крупных финансовых операций: так вы сможете сопровождать родственника в банк и держать ситуацию под контролем.
А как поступите вы?
В ходе занятия Наталья Маньченкова провела интерактивную игру: участники встречи получили карточки с описаниями ситуаций (чаще всего созданных мошенниками) и рассказали, как бы они поступили. «МЛ» приводит правильные решения.
Случай 1: позвонивший сообщает: «У вас закончился срок действия симкарты. Если сейчас не продлить договор, номер будет заблокирован и достанется другому человеку».
Что делать: спокойно уточняем, какой оператор сотовой связи звонит. Если сомневаетесь, зайдите в приложение мобильного оператора и напишите в службу технической поддержки.
Помните: симкарты могут отключить, если не было активности в течение одного года, а срока действия у них нет. Ваш мобильный оператор не может отключить вас просто так. Если вы совершите хотя бы один звонок, то работа симкарты снова продлевается на год.
Случай 2: у вашей двери появляется мужчина, возможно, в униформе с логотипом компании. Он говорит, что ваш родственник попросил забрать компьютер либо стиральную машину или ноутбук в ремонт. «Ремонтник» забирает нужную вещь и… уходит навсегда.
Что делать: скажите громко, что вызываете полицию, и закройте дверь.
Случай 3: приходит сообщение: «На ваш счет зачислено 50 тысяч рублей. С уважением, ваш банк». Через несколько минут перезванивает незнакомец: «Ой, простите, я случайно перечислил деньги на вашу карту, переведите мне их обратно».
Что делать: для начала нужно проверить через приложение банка, правда ли вам поступили деньги. Если это так, то вашего участия здесь не требуется — пусть банк самостоятельно разбирается с проблемой.
Случай 4: на пороге — курьер с коробкой. Он говорит, что внутри подарок (возможно, дорогостоящая вещь), но, чтобы забрать посылку, ее доставку требуется оплатить.
Другой вариант — простой звонок по телефону: «На почте вас ждет посылка, но нужно оплатить ее хранение, иначе ее сейчас отправят обратно…»
Что делать: от неизвестного подарка лучше сразу отказаться. Если вы не ждали посылку, а она пришла на почту, не забирайте ее!
Динара Ефимова
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.