Ведущая программы «Вести» на телеканале «Россия», наша землячка Мария Ситтель недавно гостила в Пензе. Спустя почти 30 лет она побывала в педагогическом институте Пензенского государственного университета, где училась на естественно-географическом факультете, и встретилась со студентами.
В стенах родного вуза Мария Ситтель была достаточно откровенна со слушателями. Это притом, что редко дает интервью и рассказывает о своей семье. Известная телеведущая — многодетная мама. У нее две дочери 1995 и 2016 годов рождения и три сына 2010, 2012 и 2013 годов рождения. Мария рассказала о своей карьере на ВГТРК, а потом ответила на вопросы студентов.
Одна запись в трудовой
«В стенах любимого университета была, наверное, лет 26-27 назад, — рассказала знаменитая пензячка. — Нахлынуло чувство ностальгии, юности, радости от того, что в моей жизни этот период был. Здесь начиналась моя учеба, моя карьера…»
Она отметила, что уже 23 года работает в Москве на федеральном канале «Россия» и ведет программу «Вести». А потом поинтересовалась, есть ли среди студентов те, кто не знает эту программу. И, когда услышала бодрое «Нет!», продолжила: «Слава Богу, что нет! Потому что в Москве, где я работаю с молодыми коллегами (Ситтель преподает в Московском институте телевидения и радиовещания в «Останкино». — Прим. ред.), некоторые не знают и не смотрят. Среди них модно не смотреть телевизор! Приходится объяснять, что, если мы хотим стать журналистами, если хотим работать в медиапространстве, мы должны быть информированы и знать, кто, где и чем дышит».
Мария Ситтель подчеркнула, что у нее за 23 года одна запись в трудовой книжке — это Всероссийская государственная телерадиокомпания — и три награды ТЭФИ, три главных телевизионных Орфея.
«Ты и камера несовместимы!»
Мария окончила естественно-географический факультет в Пензе, поступала в медицинский в Самаре. У нее есть экономическое образование, а вот журналистского нет, что не помешало ей построить карьеру на телевидении.
«Иногда бывает, что профессия тебя находит. Так было со мной! — рассказала она. — Я не планировала ни телевизионных эфиров, ни театральных подмостков… Я начинала на естественно-географическом факультете, потому что у меня за плечами было два специализированных медицинских класса. Мои одноклассники поступили в Самарский медицинский институт… У меня была база — химия, физика, биология, латынь, поэтому я пошла на естественно-географический факультет…»
…Мария училась в пединституте, когда друзья-старшекурсники предложили ей сняться в одной из программ зарождающегося тогда 11 канала. «Алексей Седов, который сейчас работает на телеканале «Экспресс», приходит ко мне и говорит: «Слушай, там 11 канал только-только начинает организовываться. Нам хочется, чтобы ты снялась у нас в «Анекдоте». — «Я и анекдот? О чем ты говоришь? Я серьезный человек!..»
Меня уговаривали недели две или три, потому что мне, правда, не хотелось… Мне была интересна наука, я хотела работать с дельфинами, выращивать кристаллы. А телевидение вряд ли у меня получится!»
Но уже после первых съемок Мария осталась на 11 канале. Студентка приходила только по выходным и пробовала писать сюжеты. «В тот момент на канале был заезжий московский режиссер, — вспоминает телеведущая. — Он обучал коллег, рассказывал, как устроено телевидение изнутри. Он мне дал попробовать поработать на камеру… Помню, я читала наизусть басню Крылова.Чем все это закончилось? Режиссер отвел меня в сторонку: «Детка, я хочу тебе дать дельный совет! Ты и камера — это две вещи несовместимые! Ты не сможешь никогда работать на камеру!» Этот эпизод я вспомнила через много лет, когда приехала работать в Москву по приглашению федеральных коллег».
Испытательный срок
Ситтель получала высшее образование, работала сначала на 11 канале, потом перешла на «Экспресс», затем на ГТРК «Пенза». «Я как ведущая новостей взяла Гран-при фестиваля приволжской прессы, — рассказала Мария. — Тут раздается звонок: «Москва, НТВ, хотим поговорить с Марией Ситтель!.. То, что мы увидели, нас не устраивает, но то, что мы услышали, отвернувшись от экрана, это было классно!.. Приезжайте! Мы вас посмотрим, умоем, накрасим, оденем, посадим в кадр и дальше решим…» Я приняла предложение!»
В сентябре 2001 года пензенская журналистка попала в Москву. Ей дали ровно неделю, чтобы освоиться на новом месте и начать работать в кадре. По итогам трехмесячного испытательного срока руководство телекомпании должно было принять решение.
«Первый день, когда я стояла и смотрела, как работает эфирная аппаратная, пришелся на 11 сентября 2001 года, — вспоминает телеведущая. — Что я увидела на экранах? Я увидела, как группа смертников захватила 4 самолета в Америке и направила их на южную и северную башни-близнецы, еще один протаранил Пентагон. Тогда было почти 3 тысячи жертв!.. Я стою, вжавшись в стенку, и думаю, а смогу ли я с этим работать? По плечу ли мне это? У меня было всего три месяца!»
Все три месяца пензенская журналистка жила в маленькой комнате для командировочных на ВГТРК. Она признается, что за это время лишь несколько раз смогла прогуляться по столице. Все остальное время занимала работа.
«Я приехала с короной на голове, — улыбается Мария. — Я — пензенская звезда! Но я быстро поняла, что мизинца не стою того человека, который на ВГТРК подносил кассеты в аппаратную, потому что он был осведомлен, знал весь процесс изнутри. И я стала все изучать! Одна стена в моей комнате была посвящена внутренней политике, висел «иконостас» правительства Российской Федерации. Вторая стена — международной политике. Я много читала, вырезала, складывала! Думала, сойду с ума в конце первого месяца, какая была каша в голове. Но к третьему месяцу все встало на свои места. Это была серьезная работа над собой!»
Ситтель призналась, что через три месяца после испытательного срока у нее уже не возникало желания вернуться домой. «Это другой уровень, новые перспективы, — рассказала она. — Я поняла, что это на всю жизнь, я информационщик до мозга костей! Сейчас для меня моя работа и моя семья — две самые стоящие вещи в жизни, ради них я живу!»
Блиц-интервью Марии Ситтель
— Известные личности, как правило, ведут социальные сети. Почему их нет у вас?
— Это непозволительная роскошь для меня — сидеть в социальных сетях. Только нырнул в соцсети — минус два часа, вышел из одной в другую — еще минус два часа. Я трепетно отношусь к своему свободному времени… По роду службы я есть в соцсетях, так или иначе это источник информации. Я там есть, но меня там нет!
— Приходится ли вам блокировать эмоции перед прямыми эфирами?
— Я их не блокирую, я эмоциональна на прямых эфирах! 9 Мая, например, очень сложно сдерживать слезы. Я считаю, телеведущий должен быть рядом со зрителями и с теми, кто испытывает те же самые эмоции, должен сопереживать… Камера обязательно передаст, если ты неискренний, если хитришь, если красуешься.
— Ваш совет, как не волноваться перед публичным выступлением?
— Мой лайфхак. Вы начинаете волноваться, когда вы не в теме, не знаете, как поддержать тот или иной разговор. Если я понимаю, что завтра иду модерировать площадку, я полностью погружаюсь в тему.
— Вы телеведущая, многодетная мама. Как вы все успеваете?
— В жизни всегда приходится чем-то жертвовать. Я жертвую своим свободным временем. Иногда я непростительно долго по ночам читаю — до двух, до трех ночи. Хотя в моем случае этого делать нельзя, потому что в 6.00 подъем. Нужно всех собрать, всех накормить завтраком, пожарить три сковородки котлет, потому что у меня трое парней, которые все время хотят есть. А еще нужно не опоздать на прямой эфир, быстро и четко понять, что и как делать в течение дня.
— Есть мнение, что необязательно иметь журналистское образование, чтобы работать журналистом…
— Мой пример доказывает, что этого образования не нужно, возможно, его и не надо. Но я и не отрицаю, что это хорошее подспорье для будущих журналистов. Главное — не останавливаться только на журналистском образовании, идти дальше, что-то постигать и читать, читать, читать. Быть человеком осведомленным — вот главный критерий!
Но я уверена, если бы я стала врачом, я была бы лучшим врачом. Я перфекционист, я против халтуры. Я за то, чтобы делать все качественно!
Наталья Фомичева